Преподаватель по классу ударных инструментов детской музыкальной школы имени Виктора Коха Евгений Забигулин удостоен звания «Заслуженный работник культуры ЯНАО». Это тот случай, когда награда вручается более чем заслуженно, считает автор этого материала.

Преподаватель по классу ударных инструментов детской музыкальной школы имени Виктора Коха Евгений Забигулин удостоен звания «Заслуженный работник культуры ЯНАО». Это тот случай, когда награда вручается более чем заслуженно, считает автор этого материала.

ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛОЧКИ
С Евгением мы знакомы, наверное, лет пятнадцать. Первый раз я увидел его на каком-то городском концерте – в составе квинтета «Экспромт» он исполнял сольную партию на… пишущей машинке. При этом он так виртуозно стучал пальцами по клавишам и так артистично тренькал кареткой в конце музыкальной фразы, что это выступление запомнилось мне на всю жизнь. Уже потом музыкант рассказал, что эту вещицу написал композитор Лерой Андерсон и что ее очень тяжело исполнять, потому что там «три пиано и все инструменты как на ладони: за аккорды не спрячешься. Да еще приходится играть стаккатиссимо, чтобы, не дай бог, клавиши не залипли».
Барабанные палочки Евгений Забигулин впервые взял в руки еще в детском саду. С тех пор он с ними не расстается. Окончил музыкальную школу в Златоусте, потом – Челябинское музыкальное училище и Уральскую государственную консерваторию в Екатеринбурге. В Ноябрьске Евгений с 2000 года – приехал сюда вместе с женой-пианисткой работать в детской музыкальной школе № 2. За плечами у молодого музыканта-ударника был хороший опыт исполнительской работы. Симфонический оркестр Челябинского театра оперы и балета, духовой оркестр Военно-автомобильного института, народный ансамбль «Малахит». Это не считая разовых подработок в ресторанах, на свадьбах и юбилеях. В голодные девяностые брался за любую работу, где платили хоть какие-то деньги. Педагогический опыт тоже имелся: преподавал в том самом музыкальном училище, которое сам окончил.
– Многие мои однокашники из-за безденежья вообще бросили музыку. Я же остался верен любимому делу и еще детей ему обучаю, – говорит собеседник.
По прошествии двух десятков лет можно смело утверждать, что в лице Евгения музыкальная школа Ноябрьска приобрела поистине бесценного сотрудника, да и вся культурная жизнь города стала намного богаче.

ЛИНЕЙКА ВРЕМЕНИ
В классе ударных инструментов музыкальной школы, помимо традиционного набора барабанов, литавр, тарелок, ксилофонов и колоколов, на стене висит карта мира с воткнутыми в разные участки суши цветными канцелярскими кнопками. Откуда родом композитор, где зародилось то или иное музыкальное направление, преподаватель объясняет с точностью до квадратного километра. А на вопрос «Когда это было?» помогает ответить «линейка времени». Она располагается непосредственно над картой и представляет собой начерченную простым карандашом шкалу с насечками. Чем ближе к нашему времени, тем насечки чаще.
– Чтобы понять классическую музыку, надо многое знать о времени, когда она создавалась. Что происходило в ту эпоху? То же самое касается и композитора. Где он жил? Когда? С кем общался? О чем мечтал? Какие радости и трудности переживал на своем пути? – Забигулин оседлал своего любимого конька и вдохновенно читает лекцию автору этих строк. – К примеру, говорить о творчестве Баха невозможно в отрыве от Священного Писания, а изучая Бетховена, нельзя обойти вниманием влияние на него такой исторической фигуры, как Наполеон Бонапарт.
Многое о музыке, и не только о ней, могут рассказать репродукции картин, висящих на противоположной стене класса. Их всего три: «Охотники на снегу» Брейгеля, «Менины» Веласкеса и работа голландского художника начала XV века Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини». На первый взгляд подборка показалась мне странной. Но когда хозяин кабинета объяснил, сколько символов, смыслов и подтекста содержат эти полотна, все встало на свои места.
– Посмотрите, к примеру, на «Охотников». В них есть все: динамика, тембральность, пропорции. Вот четыре стихии, вот крещендо. Когда все это показываешь и рассказываешь ребенку, когда даешь ему возможность проследить связь эпох, он приходит в восторг, – продолжает свою импровизированную лекцию мой визави. – Удивить, заинтересовать ученика, зажечь в нем искорку – вот задача художественно-эстетического образования. Мы ведь не выпускаем профессиональных музыкантов. Мы воспитываем разносторонние личности, у которых должно быть чувство вкуса, интерес к познанию. Поэтому на уроках я преподаю им не только игру на ударных, но и литературу, историю, живопись. Заставляю их мыслить, чувствовать, сопереживать, быть свободными людьми.
Что же касается непосредственно обучения игре, то с этим тоже все в порядке. Сегодня особенная гордость для Евгения – его ученик Дмитрий Зоидов. В свои 13 лет мальчишка уже взял несколько призов на престижнейших конкурсах. В частности, на международном молодежном фестивале «Drumsfest Russia – 2019»; стал лауреатом премии имени Юрия Должикова.

DSC 4096

В 2018-м Дима играл на одной сцене с Владимиром Спиваковым и его «Виртуозами Москвы», а в конце прошлого года участвовал в самом престижном международном конкурсе юных музыкантов «Щелкунчик» и вошел в восьмерку сильнейших исполнителей до 14 лет на духовых и музыкальных инструментах в мире. Ни один ноябрьский школьник еще не достигал таких высот. Да что там ноябрьский! Пожалуй, на всем Ямале он такой один.
– Я благодарен судьбе за то, что привела меня в город Ноябрьск, – делится герой материала. – Благодарен детской музыкальной школе, в которой я работаю, ее первому директору Виктору Коху, который много дал мне в плане дисциплины, работы с детьми. На всю жизнь я запомнил его слова: «Отыграли концерт – утром на работу!» Это значит, что расслабляться нельзя, нас ждут дети.

ОГОНЕК В ТЕМНОТЕ
Благодаря национальному проекту «Культура» в ДМШ появилось много новых музыкальных инструментов высочайшего класса. Недавно в отделение ударных инструментов поступила маримба японской фирмы Yamaha – это как для пианиста рояль стейнвей.
Вообще, в последнее время применительно к детской музыкальной школе Ноябрьска все чаще звучит эпитет «мирового уровня». Это касается и оснащения, и участия воспитанников в конкурсах и фестивалях, и гостей, посещающих учебное заведение. Чего стоят такие имена, как Юрий Розум, Рэм Урасин, Юрий Шишкин, Борис Андрианов. Эти персоны живут на самой вершине музыкального олимпа. Еще лет десять назад их мастер-классы для ноябрьских школьников казались чем-то из области фантастики.

IMG 8486

Педагогическая практика и концертная деятельность для Забигулина как две стороны одной медали: одно немыслимо без другого. Губернаторский оркестр народных инструментов «Ямал», квинтет «Экспромт», ансамбль «Норд экспресс» – это названия коллективов, в которых выступает Евгений. Они хорошо известны и в нашем округе, и за его пределами.
Ансамбль Free stroke («Свободный удар») не столь известен в академическом мире музыки, зато весьма популярен в спортивных кругах. Несколько лет назад Евгений сформировал коллектив музыкальных болельщиков. На матчи по хоккею и другим видам спорта они приходят с инструментами и активно поддерживают игроков. В этот коллектив входят как дети, так и взрослые – в том числе родители учеников.
– Я ведь с детства хоккейный фанат. Мой отец профессиональный хоккеист, заместитель директора спортивной школы в Челябинске, – признается собеседник.
Евгений Забигулин – человек пытливый и разносторонний. Любит путешествовать, постоянно учится, узнает что-то новое. Своими познаниями охотно делится с детьми и взрослыми.
– Воспитывать не великих музыкантов, а великих слушателей – вот задача, которую я считаю главной для себя, – говорит заслуженный работник культуры. – Раздвинуть рамки, пробудить в человеке интерес к познанию мира. Ведь познание – это восторг, это бесконечные открытия – как будто видишь огонек в темноте и постоянно идешь за ним.

Фото из архива "СВ".

ntiamig newlogo radio