Пятого октября в России отмечают День учителя

Пятого октября в России отмечают День учителя.

Профессия школьного педагога многогранна, и все ее составляющие важны. В их число входит уровень знаний и умений наставника, способность верно построить общение с ребятами, уважительное отношение к ученикам.

Корреспонденты «СВ» пришли в кабинет биологии восьмой школы, когда заканчивался очередной урок. Вскоре раздался звонок на большую перемену, пятиклассники убрали учебные принадлежности в рюкзаки и с нетерпением стали бросать взгляды то на учителя Татьяну Онищенко, то на входную дверь, за которой звучали звонкие голоса школьников. Наконец Татьяна Ивановна улыбнулась и произнесла: «Мои дорогие, урок окончен!»

 – Уже в старших классах я знала, что стану педагогом, а любовь к этой профессии мне привили первые наставники, – вспоминает наша собеседница. – Сразу после окончания пединститута я начала работать в средней школе казахстанского города Кокчетава. После переезда на Ямал в 1996 году и по сегодняшний день преподаю биологию в ноябрьском МБОУ «СОШ № 8». Перерывы были только из-за рождения дочерей. В настоящее время младшая из них, Анастасия, учится на факультете прикладной математики и информатики МФТИ, а старшая, Екатерина, «работает» мамой и уже подарила мне двоих внуков.

Татьяна Онищенко также является классным руководителем. По ее словам, работать с завтрашними выпускниками сложнее, чем с малышами, что и неудивительно: подростки вступают во взрослую жизнь и обычно активно защищают свою точку зрения.

– Искренний и не злой юмор поможет урегулировать любой конфликт, а смех – настроить на положительную волну весь класс, – утверждает наша героиня. – Учу ребят взаимопомощи, чтобы они могли рассчитывать друг на друга, воспитываю в них самостоятельность. При беседе с родителями всегда прошу, чтобы их чада сами выполняли домашнее задание и несли за это персональную ответственность. Если что-то не получается, ребенок может позвонить мне –
я всегда помогу разобраться с возникшими проблемами. Главное, чтобы взрослые не делали за сына или дочь их работу. Папы и мамы разделяют эту мою позицию. Когда у меня появляется новый класс, я заранее знаю почти всех своих «новобранцев». Родители стараются познакомиться со мной еще до начала занятий и рассказывают об особенностях характера своих детей. Связь с семьями поддерживаю как очно на собраниях, так и заочно в созданных группах в соцсетях, где мы обсуждаем животрепещущие темы. Я пытаюсь максимально включить взрослых в образовательный процесс.

При этом, по словам Татьяны Онищенко, никто не отменял ежедневное составление планов, изучение методической и специальной литературы. Без самообразования не обойтись: нельзя отставать от времени, игнорировать инновации. Эффективно учить можно лишь тогда, когда сам нарабатываешь опыт и растешь как профессионал. На днях Татьяна Ивановна вернулась из Сочи, где в числе педагогов со всех регионов страны прошла курсы повышения квалификации на тему «Научно-методические основы подготовки обучающихся к участию во Всероссийской олимпиаде школьников по биологии». В образовательном центре «Сириус» занятия проходили в виде лекций, практических работ и экскурсий. Проводили их ведущие преподаватели МГУ. Итогом недельной поездки стали новые знания и опыт, полученные педагогом, а также масса положительных впечатлений от знакомства с коллегами со всей России.

Новый учебный год ожидаемо стал напряженным. В октябре в школе пройдет первый этап олимпиады по биологии, потом стартует муниципальный, а в январе будущего года запланированы состязания на региональном уровне. Среди учащихся СОШ № 8 есть на кого равняться. Например, на победителя всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» Наталью Саввинову, призеров конкурса проектно-исследовательских работ имени В.И. Вернадского Татьяну Баженову и Ангелину Шалину, победителей регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии и экологии Дениса Гончара, Анастасию Дьячкову и Екатерину Морозову.

– Думаю, в нашей профессии все непросто, – продолжает Татьяна Ивановна. – Самое трудное, пожалуй, привить ребенку интерес к предмету. Особенно если это биология – наука, которая не терпит неточностей и отсутствия логики. Конечно, я не собираюсь отставать от своих учеников и во время занятий использую современные технологии. На уроках применяю цифровые микроскопы, бинокуляры, различные интерактивные таблицы, а вместо обычной доски с мелом в классе установлен огромный смарт-экран, на котором можно писать стилусом. Но в основе занятий все же лежит реальное общение. Иногда мои бывшие сокурсники из пединститута, выбравшие другую профессиональную стезю, при встрече спрашивают меня, что такого я нашла в школе. С уверенностью отвечаю: «Мне нравится работа учителя, но особенно я счастлива, когда высоких результатов в учебе добиваются мои ребята». С ними чувствую себя молодой. Проработав в педагогике четверть века, ни разу не усомнилась в своем выборе и понимаю, что в этой профессии остаются избранные, а школа может стать вторым домом как для детей, так и для учителей. Среди коллег и учеников мне комфортно, и каждое утро я иду на работу с хорошим настроением.

Фото Дмитрия Агатия

ntiamig newlogo radio