Ноябрьский городской театр (НГТ) официально открыл свой пятый театральный сезон. 7 октября на сцене ЦД «Нефтяник» прошла премьера спектакля «Отель двух миров». Спектакля непростого, заставляющего задуматься и многое переосмыслить.

Ноябрьский городской театр (НГТ) официально открыл свой пятый театральный сезон. 7 октября на сцене ЦД «Нефтяник» прошла премьера спектакля «Отель двух миров». Спектакля непростого, заставляющего задуматься и многое переосмыслить.

В фойе «Нефтяника» – как в вестибюле гостиницы. Перед гардеробом – импровизированная стойка с табличкой «Reception». За ней девушка-портье в камзоле и шапочке выдает – нет, не ключи от номеров, а программки спектакля и в нагрузку к ним – шоколадки в фирменной обертке: «Отель двух миров». Носильщик-беллбой в таком же, как и девушка-портье одеянии, катает по вестибюлю нагруженную бутафорскими чемоданами тележку. На каждом чемодане – название спектаклей из репертуара НГТ. В импровизированном баре отеля можно отведать вполне реальное шампанское и бутерброды с красной рыбой.

DSC 8884

DSC 8881

Впрочем, весь этот антураж – только для фойе. К тому, что впоследствии будет происходить на сцене, он имеет весьма отдаленное отношение.

Эта история не могла произойти в действительности, потому что люди, находящиеся в коме, не путешествуют по отелям. Девушки-портье не раздают им ключи, а юноши-беллбои не везут их чемоданы. Только врачи-реаниматологи колдуют над мониторами и кислородными концентраторами, стараясь вернуть человеку главную его ценность – жизнь. А что же в это время сам человек? В каких мирах пребывает? Что видит? Что чувствует? О чем думает? Ответы на эти вопросы пытается дать современный французский писатель и драматург Эрик-Эмманюэль Шмитт в своей пьесе «Отель двух миров».

Современного российского режиссера Анатолия Лобанова мысли, заложенные в пьесе, задели за живое. Оставалось сделать так, чтобы они задели и зрителя.

– «Отель двух миров» – редкая птица, залетающая в российские театры. Наверное потому, что к этому материалу непросто найти ключик, – говорит режиссер-постановщик и художественный руководитель НГТ.

Молодой прожигатель жизни Жюльен (актер Глеб Денисов) разбивается в аварии и «заселяется» в отель. Там он встречает загадочную, похожую на небесного стража особу – Доктора С. (Ирина Коваль), а также товарищей по несчастью: высокомерного олигарха Дельбека (Сергей Сухопаров), простую уборщицу Мари (Анна Траудман), эксцентричного неудачника Мага (Сергей Суворов). А еще встречает Лору (Юлия Шеина-Жугавли) – девушку, страдающую тяжелым пороком сердца; человека, который для главного героя становится всем.

DSC 9013

Жизнь для Жюльена, по его же словам, – заведомо проигрышная лотерея, в которой он и участвовать-то не хотел. И только встреча с Лорой привносит в нее смысл и ценность. Вот только… происходит это в тот момент, когда сама жизнь покидает героев и неизвестно, к кому из них вернется, а к кому – нет.

Рассмотреть под микроскопом тончайшие психологические грани личности, поднять вечный вопрос: на что уходит жизнь (у Евтушенко даже такое стихотворение есть) – это, скажем так, высший пилотаж для режиссера. Нередко подобные попытки заканчиваются ничем. Но только не в нашем случае. Лобанов все-таки нашел к этому архисложному материалу заветный ключик.

DSC 9047

– Большинство режиссеров делают ставки на характеры и коллизии. Мы же в первую очередь рассматривали пьесу как некий манифест, пытались понять: зачем автор это написал? И только ответив на этот вопрос себе, мы вышли с ним к зрителю, – делится секретами Анатолий Лобанов.

Мистическая история французского автора в интерпретации русского режиссера получилась как крик – резкой и пронзительной. Максимум эмоций при минимуме событий. Это то, что отличает интеллектуальную драматургию от ширпотреба. Но чтобы этот максимум передать зрителю, нужно очень постараться.

DSC 8973

В числе прочих выразительных средств – возможно, впервые в своей режиссерской практике – Лобанов применил прием стендапа. Столь популярный ныне легкий разговорный жанр вплетен в спектакль для того, чтобы придать ему дополнительные объем и глубину. Когда актер садится на авансцену, берет в руки микрофон и, отстраняясь от сюжетных коллизий, начинает делиться с залом сокровенными мыслями, зритель забывает, что это всего лишь спектакль.

DSC 9077

Когда действо закончилось, в заполненном почти под завязку зале несколько секунд царила гробовая тишина. И только потом раздались первые робкие аплодисменты. Они, как горная лавина, быстро разрастались. Ноябрьская публика приняла новую постановку своего родного театра. Спектакль сложный, неординарный, требующий от аудитории душевной и интеллектуальной внутренней работы. Образчик того театра, который Станиславский называл «могущественной кафедрой для душевного воздействия на людей».

Думаю, «Отель двух миров» войдет в золотой фонд НГТ. Туда, где уже хранятся «ОбломоFF», «Дикие», «Исповедь контрабасиста», «Очень простая история» и другие постановки, посмотрев которые незабвенный Константин Сергеевич обязательно воскликнул бы: «Верю!»

Фото Дмитрия Агатия.

ntiamig newlogo radio