В номинации «Учитель года» лучшим стал физик школы № 7 Алексей Еланцев, «Педагогический дебют» удался учителю английского школы № 5 Оксане Харько, «Воспитатель года» – учитель-логопед детского сада «Сказка» Анна Гончарова. В рейтинге общественного признания в социальной сети «ВКонтакте» больше всех баллов набрали Алексей Еланцев, Оксана Харько и воспитатель детского сада «Машенька» Елена Ячменева.

В номинации «Учитель года» лучшим стал физик школы № 7 Алексей Еланцев, «Педагогический дебют» удался учителю английского школы № 5 Оксане Харько, «Воспитатель года» – учитель-логопед детского сада «Сказка» Анна Гончарова. В рейтинге общественного признания в социальной сети «ВКонтакте» больше всех баллов набрали Алексей Еланцев, Оксана Харько и воспитатель детского сада «Машенька» Елена Ячменева. 

200

ДУМАТЬ – НЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ, А ОБЯЗАННОСТЬ
Помимо демонстрации визиток, соискатели провели открытые уроки, внеурочные и педагогические мероприятия, учебные занятия и мастер-классы, презентовали опыт работы. В последний конкурсный день учителя участвовали в круглом столе по актуальным вопросам образования, а их коллеги-дебютантки – в ток-шоу «Профессиональный разговор». Об этих заключительных испытаниях мы и поговорим сегодня.
Несмотря на то, что члены жюри сформулировали конкретные темы, дискуссия вышла за рамки предложенной проблематики и обнажила болевые точки современного образования. Начали с актуального: цифровизация обучения – неизбежность или свободный выбор? Ведущий круглого стола Сергей Тихонов (заслуженный работник образования ЯНАО) поинтересовался, как «цифра» бьется с гуманизацией обучения, ведь без нравственной составляющей человеческий индивид не станет личностью. Помощником Сергея Евгеньевича в беседе стала Наталья Кудимова, учитель информатики из города Балахна Нижегородской области, федеральный инспектор образовательных инициатив Intel, приглашенная в Ноябрьск «пожюрить».
Аргументом в пользу прогресса стали примеры перехода от чернильницы к авторучке, от устных преданий к книге и тому подобное.
– Цифровизация – это свободный выбор в условиях неизбежности, – скаламбурил Алексей Еланцев (физик, увлеченный информатикой. – Прим. авт.).
Виктория Волкова («англичанка» из школы № 6) посчитала, что выбора у педагога нет: надо идти на шаг впереди воспитанников или вровень с ребятами, но отставать нельзя. Дмитрий Новиков, математик школы № 13, оказался афористичен: «Если дети в «Инстаграме», то и учитель там. Педагог как пастырь: идет туда, где его паства – в храм или на рынок, где люди, там и Бог…»

4

– Но хорошо ли, что наши дети в «Инстаграме»? Каковы последствия всеобщей цифровизации? – не унимался Сергей Тихонов.
«У каждой медали две стороны: то есть от перехода к «цифре» может быть хорошо, а может быть и плохо» – данное суждение витало в воздухе и было озвучено едва ли не хором всеми участниками круглого стола.
– Дистанционное обучение, электронные учебники, уроки от предметников на канале YouTube, использование видеоконтента в зависимости от способности ученика, занятия на платформе «Яндекс-учебник» и других образовательных ресурсах, – перечислили плюсы конкурсанты.
Минусы тоже оказались существенными: утрата коммуникативных навыков, киберзависимость, клиповое и мемовое мышление, цифровой аутизм, конкуренция Интернета и педагога. Не случится ли так, что учителя со временем заменит искусственный интеллект, некий алгоритм?
Круглый стол от острых вопросов стал чуть ли не квадратным, однако компромисс был найден. Ученик нуждается в звуках голоса преподавателя, эмоциях, телепатических сигналах, исходящих от наставника. Ученые института мозга имени Бехтерева доказали, что при личностном общении материал усваивается эффективнее, чем при механическом заучивании формул и теорем. Отсутствие контакта с учителем разрушительно действует на психику ребенка, и наоборот – персонификация предметника с наукой, в которую он вовлекает юного визави, способствует усвоению знаний. Подросткам нравится общаться со взрослым умным собеседником, это стимулирует их желание стать лучше, а еще мотивирует на посещение уроков, школы, внеклассных мероприятий.

3000

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ПАРАГРАФЫ БУДУЩЕГО
Для дебютанток разыграли ток-шоу «Мел и стилус: противостояние или взаимодействие?». Правда ли, что интерактивная доска заменит мел и тряпку? В своих публичных выступлениях Оксана Харько, Елена Лисица и Виктория Мыльникова искали золотую середину: например, как совместить в преподавании иностранного языка традиционные методики и новаторские решения. Сегодня немало методических рекомендаций, позволяющих выстроить урок именно с этих позиций: не отметать все позитивное, наработанное советской школой, и гармонично включать цифровые элементы в усвоение учебного материала. Для этого педагогам надо учиться этим самым методам, своевременно улавливать тенденции мировых трендов – языковая среда быстро реагирует на лексические изменения, появление неологизмов, терминов, сленга.
– Невозможно изменить мышление ребенка по директиве сверху, надо поэтапно вводить новые формы преподавания, – считает Елена Лисица, учитель из микрорайона Вынгапуровского. – Я стою возле интерактивной доски со стилусом, но в другой руке у меня кусочек мела. Держу его наготове хотя бы потому, что у нас отключение электроэнергии совсем не редкость…

6

Виктория Мыльникова, учитель биологии школы № 9, рассказала про эксперимент, который провели в учебных стенах.
– Вынесли все обычные школьные доски из кабинетов, оставив только интерактивные. И что бы вы думали? Дети и родители потребовали вернуть их обратно. Революционные повороты в педагогике чреваты непониманием. Именно здоровый консерватизм позволяет нам избегать поспешных ошибочных решений, – резюмировала Виктория.
Подвела итог дискуссии Оксана Харько, ставшая победителем в номинации «Педагогический дебют» (заключительный этап проходил в ее родной школе № 5, а дома, как известно, и стены помогают!):
– Практика всегда способствует усвоению теории: надо наглядно показывать ученикам, что телефон может быть инструментом обучения. Скачиваем соответствующие программы и работаем в них на уроке: подаем материал в виде квеста. Интересно и познавательно.

5 1

Финал ток-шоу оптимистичен: нет противостояния между традиционными методами обучения и новыми веяниями. Есть взаимопроникновение и вариативность – в зависимости от поставленных педагогом целей и задач.
Все в руках учителя – этот рефрен звучал в течение всех конкурсных дней. Вердикт жюри: участники испытаний достойны всяческих похвал. Компетентные, талантливые, перспективные.

ФОТО ОЛЬГИ АРСЕНЮК

ntiamig newlogo radio