Ноябрьские дайверы ждут не дождутся, когда на водоемах сойдет лед

Ноябрьские дайверы ждут не дождутся, когда на водоемах сойдет лед

В этом году Ямало-Ненецкая региональная общественная федерация дайвинга «Белый медведь» отмечает круглую дату – 10 лет.

На глубину 30 метров
– Глубина 2 метра, первая группа отрабатывает погружение, вторая строится на инструктаж! – командует президент федерации «Белый Медведь» Леонид Литаров.
Так в бассейне «Аляска» проходит первая в этом году тренировка ноябрьских дайверов. Взрослые и дети отрабатывают различные упражнения, готовятся к летнему сезону.
– На дорожке в бассейне одновременно занимаются не более 10 человек. Половина взрослых, половина детей. На это лето есть планы поучаствовать в экспедиции на Мангазею, но пока думаем, – делится Леонид Литаров.

STE 7485 – А так ждем не дождемся, когда сойдет лед на озере Светлое и на карьере. Вы знаете, что на Светлом глубины до 30 метров? А на карьере рельеф дна очень интересный, есть даже пещеры и «коралловый риф»? Представляете? Мы, когда нашли его, немного ошалели – на дне лежит автобус, на борту которого яркими буквами написано «Коралл». Планируем и ночные погружения, это очень интересно и завораживающе. Для ориентировки под водой, на глубине, у нас есть компасы и фонарики, но, если сбиваемся с курса, применяем главное правило – срочное всплытие.

GOPR1039

Если партнера не видишь минуту – сразу всплывай. Ночью ты должен находиться от него на расстоянии вытянутой руки всегда. Вдруг у него начнет заканчиваться в баллоне воздух. В этом случае даем ему желтый шланг – октопус (осьминог) от своего баллона (он как раз длиною с метр), чтобы партнер мог дышать. Хотя все наше оборудование и проходит ежегодную проверку у опытных инструкторов «Ямалспаса», но все равно береженого Бог бережет.


Показалось, что НЛО
Член федерации ямальского дайвинга «Белый медведь» Ольга Тимошенко занимается погружениями не одна, а вместе со своими детьми. Три года назад она пришла в клуб вместе с дочкой Златой и сыном Захаром. Сегодня юным ныряльщикам по 12 лет, они двойняшки. И, по словам мамы, уже опытные аквалангисты.

– Меня привлекает глубина, само действие погружения. Есть мечта самому, без взрослых погружаться в море и рассматривать кораллы, рыбок, – рассказывает Захар Тимошенко. – Не знаю, стану ли в дальнейшем профессиональным дайвером, пока планирую учиться на доктора, и обязательно на хирурга. Ну, возможно, еще на спасателя, но это думать надо. Мама Захара Ольга вспоминает, какой восторг она испытала, когда погружалась с аквалангом в первый раз:

GOPR1034

– Это было на море, смешались чувства восторга и страха.
Я увидела, как из глубины ко мне приближается серебряный шар, первая мысль, что НЛО, а это оказалась стая сардин. Они крутились друг возле друга и блестели в лучах солнца. Я, вообще, когда пришла в клуб с желанием заниматься, сначала долго изучала, как говорят военные, матчасть, потому что на глубине всегда подстерегают опасности. Поэтому любое движение заучивала до автоматизма. Например, прежде чем всплыть, сначала надо выдох-нуть весь воздух, потому что на поверхности воды давление одно, а под водой другое. Даже при подъеме с небольшой глубины идет мощный перепад давления. И когда ты всплываешь, а у тебя в трубке воздух, то он давит на легкие, и, как говорят инструкторы, пузырьки шампанского идут в кровь. То есть возможна кессонная болезнь. Вот поэтому мы перед каждым погружением проходим на берегу серьезный инструктаж. А в воде много раз выполняем такие упражнения, как встать на дно на колени, лечь на живот, перевернуться вниз и вверх головой, сделать сальто и при этом спокойно дышать, не сбиваясь с ритма и не увеличивая частоту пульса, не поддаваясь панике.

Это Необходимо знать
– Каждый дайвер сам сначала проверяет прибор, который помогает дышать под водой. В первую очередь нюхает, чтобы понять, нет ли каких-то примесей в воздухе, которым заполнен баллон, – рассказывает президент Ямало-Ненецкой региональной общественной федерации дайвинга «Белый медведь» Леонид Литаров.

STE 7391– Потом проверяет кнопки накачивания и стравливания воздуха. На манометре давление 120 атмосфер. Нам этого воздуха при таком давлении хватит на два часа погружений. Глубиномер показывает, что на предыдущей тренировке кто-то опускался до трех метров. Теперь вспомним знаки. Этот означает, что все хорошо. А этот – возникла проблема.
Подробные инструктажи проводятся регулярно.

С чего все начиналось
История создания федерации и клуба дайвинга «Белый медведь», как ни странно, началась не на Ямале, а на Филиппинах. Ровно 10 лет назад, будучи там в отпуске, нынешний отец-основатель подводного плавания на Севере Леонид Литаров познакомился с Дмитрием Орловым, руководителем клуба МГУ по дайвингу. Пригласил его с командой приехать в Ноябрьск и провести учебные курсы. Городская администрация пошла навстречу, выделила дорожку для тренировок в бассейне тогда еще КСК «Ямал», в свою очередь общество «Газпром добыча Ноябрьск» помогло с оборудованием.
STE 7415– Мы выиграли внутрикорпоративный грант и на эти деньги купили компрессор, баллоны, маски, ласты и костюмы, – вспоминает Леонид Литаров. – Летом поныряли на Светлом и карьере, получили сертификаты. Вначале нас было всего 6 человек, а сегодня уже 250.

Теперь первые ученики федерации «Белый медведь» трудятся аквалангистами на Ладоге, чистят Дорогу жизни от старых мин и снарядов, дают мастер-классы на Филиппинах, а один даже открыл в Москве свой дайвинг-центр.

– Мне 10 лет. Как я попал сюда? Мама сказала, что надо попробовать. Вначале мне это не понравилось, – вспоминает нынешний юный воспитанник федерации Егор Бондаренко. – А сейчас я хочу здесь заниматься, изучать технику, обращаться с оборудованием, в общем, все классно. Я уже и на море нырял, парил, как птица, в воде. Знаете, как здорово?!

 

Фото представили: ООО «Газпром добыча Ноябрьск» и член региональной федерации дайвинга «Белый медведь» Дмитриий Ракитин

ntiamig newlogo radio