Год 1998-й: газете – пятнадцать лет. Подписчики желают авторам оптимизма, творческого роста, гениальных идей. Подшивка «СВ» двадцатипятилетней давности очень даже тяжела: при печати стали использовать белую бумагу, которая на порядок плотнее, чем серая.

Год 1998-й: газете – пятнадцать лет. Подписчики желают авторам оптимизма, творческого роста, гениальных идей. Подшивка «СВ» двадцатипятилетней давности очень даже тяжела: при печати стали использовать белую бумагу, которая на порядок плотнее, чем серая.

 

СТАРАЯ ДРАМА ПО-НОВОМУ
С первых номеров читателей преследует аббревиатура ЮКСИ: правительство РФ согласовало процесс слияния ЮКОСа и «Сибнефти», новое название холдинга – по две буквы из наименования каждой нефтяной компании. В прессе появляются официальные сообщения, без комментариев и разъяснений.
Журналисты летят на совещание в Самару, вотчину Михаила Ходорковского. Возвращаются несолоно хлебавши, без ответов на заданные вопросы. А между тем телетайпные ленты уже раскалились от происходящих в Ноябрьске событий.
В конце 1997-го первый президент Сибирской нефтяной компании Виктор Городилов подал в отставку со всех постов. По его словам, он решил уйти на покой: «Скажем так: писать мемуары». Поэтому январь 1998-го начался с празднования предприятием четырехсотмиллионной тонны добытой нефти. Аэропорт не успевал принимать самолеты с министерскими делегациями, высокими гостями, друзьями, знакомыми, коллегами и партнерами. Авторитет Виктора Андреевича в отрасли силен и поныне, ну а тогда таких генералов можно было по пальцам пересчитать. Провожали от души и не без сожаления.
Следом еще одна отставка: 21 февраля Филипп Тайк дал последнюю пресс-конференцию в должности генерального директора ОАО «Ноябрьскнефтегаз». С 2 марта 1998 года исполняющим обязанности руководителя был назначен Андрей Матевосов, который перебрался в нефтяную столицу округа из Губкинского (ровно год Матевосов «рулил» ОАО «Пурнефтегаз»). Совет директоров акционерного общества и руководство Сибирской нефтяной компании приняли такое решение, мотивируя это тем, что Тайк отказался реализовывать оптимизационные мероприятия с целью сокращения непрофильных расходов. Освещали событие все журналисты по очереди: ситуацию рассматривали в нескольких аспектах, но главными были производственные и социальные изменения.
Тайк не скрывал причину своего ухода: она крылась в несогласии с политикой компании:
– Цели у нас одни, методы разные: несовпадение взглядов с руководством на те перемены, которые будут происходить в акционерном обществе. Я считаю, что они не должны быть столь категоричными и носить короткий временный характер. Все преобразования – это экономический процесс. Да, он непростой, но «Ноябрьскнефтегаз» со своими ресурсными запасами есть и будет ведущим нефтяным предприятием.
В течение года работы Тайк сумел наладить отчисления налоговых платежей в городской и окружной бюджеты: во-первых, вовремя, во-вторых, в полном объеме. Причем живыми деньгами. Были погашены долги прежних лет. Существенно сократилась задолженность по заработной плате, при этом удалось избежать массового сокращения работников и сохранить рабочие коллективы.

2

ПРАВДА БЕЗ МИЛОСТИ МУЧИТЕЛЬНА
26 марта уходит в отставку правительство Российской Федерации во главе с Виктором Черномырдиным. Почти сразу Виктор Степанович принимает решение баллотироваться в депутаты Госдумы РФ по 225-му избирательному округу – от ЯНАО. Так журналистам «Северной вахты» представилась уникальная возможность работать с ЧВС: опытным политиком-практиком, хозяйственником, газовиком по призванию.

1

По этому случаю в «СВ» появляется рубрика «Чрезвычайно», в новостийном разделе так или иначе отметился каждый из корреспондентов. Надо сказать, что команда репортеров городской газеты в этот насыщенный событиями год оказалась самой сильной за все время ее существования: репортажи Юрия Бабаскина с митингов и собраний читались как детективные истории – с прологом, эпилогом, кульминацией. Снимки Валерия Белокопытова были столь же красноречивы: достаточно было посмотреть на газетную страницу, чтобы понять, до какого градуса накалилась обстановка. Резонансное звучание со всех трибун, только вот соцсетей тогда не было. Валерий Котов анализировал пресс-конференции первых руководителей – Андрея Матевосова, Михаила Гальковича и Николая Коробкова.
С сентября и до конца года Николай Федорович фактически исполнял обязанности главы города. Потому что после того, как в мае в ГДКиК «Русь» прошел учредительный съезд общероссийского общественного движения «Север», где Бусаловым было сделано программное заявление, он стал для руководителя региона – губернатора Неелова – персоной нон грата. Отчитывал Неелов подчиненного публично и резко – «не по Сеньке шапка!» Амбиции мэра провинциального города оказались непомерными, его самолюбование шло не на благо ноябрянам. Хотя признание в 1998 году Ноябрьска одним из самых благоустроенных городов России (с населением свыше 100 тысяч человек) было приятно всем жителям. В тот год мы вошли в десятку лучших муниципальных образований страны.
Летом случилось еще одно фатальное событие, которое в той или иной мере предопределило судьбу Александра Григорьевича Бусалова: 26 июня в Нефтеюганске трагически оборвалась жизнь мэра Владимира Петухова. Он был застрелен неизвестным рано утром, когда шел на работу в городскую администрацию. Не вдаваясь в версии и домыслы, скажем, что общение Петухова и Бусалова с самого начала 1998 года было практически еженедельным, их сплотила борьба против создаваемого монстра – ЮКСИ. Но очевидно
не только это.

4

ОПТИМИЗМ ПОСЛЕ ОПТИМИЗАЦИИ
Помимо политических разборок и финансовых катаклизмов, в стране шла обычная каждодневная жизнь: надо было определяться с объектами соцкультбыта, которые нефтяники передали городу. На балансе ОАО «Ноябрьскнефтегаз» оставались санаторий-профилакторий «Озерный», пансионаты «Эллада», «Лесная поляна», база отдыха «Буровик» на берегу Черного моря, КСК «Ямал», ледовый дворец «Холмогорец», дом культуры «Нефтяник».

6

Одним из первых приказов Андрея Матевосова было распоряжение об упразднении этих структурных подразделений (работу по выводу непрофильных активов начал еще Филипп Тайк, при нем из состава «Ноябрьскнефтегаза» были выведены четыре сельскохозяйственных предприятия на юге Тюменской области). Андрею Рафаэловичу предстояло пойти дальше: отправить в свободное плавание подсобное хозяйство (ставшее сегодня сельхозкомплексом «Ноябрьский»), фирму «Дюар», торговую компанию «Ноябрьскторгнефть», завод керамических строительных материалов.
– Содержание социальной сферы – это дополнительный налог, которым нас обложили местные власти, – так объяснил позицию руководства «Сибнефти» Андрей Матевосов. – Данные меры направлены на сохранение производства, так как в последнее время существует постоянная угроза банкротства «Ноябрьскнефтегаза». Применение этих мер позволит предприятию своевременно выплачивать зарплату работникам и перечислять налоги в местный бюджет. Я не берусь осуждать прошлое. Но тем не менее нужно устранять сложившиеся перекосы, – фразы нового генерала дословно передали городские, окружные и ведомственные средства массовой информации.

Так махнуть шашкой – «по-живому» – мог только варяг: особенно пострадали дети, посещавшие секции, кружки, ансамбли в культурно-спортивном комплексе и доме культуры. Легко сказать: «Забирайте!», а где оборотные средства? На что содержать огромные залы? Чем платить коммуналку? Как сохранить коллективы в этих учреждениях? Откуда взять деньги для выплаты зарплаты сотрудникам? А еще нужны средства на поездки, выступления, костюмы. Волосы на голове встали дыбом у всех – у воспитанников, педагогов, чиновников. Тут же к Матевосову прилепилось прозвище Хирург, и лишь спустя год стало понятно, что если бы не железная воля кризисного менеджера, то ямальская нефтянка не пережила бы девальвацию рубля и наступивший в августе дефолт. Так и пошли бы на экономическое дно все вместе…Эксперты и аналитики, которых корреспонденты просили прокомментировать действия нефтяного руководства, подтвердили правильность такой стратегии.

И в заключение: журналисты лишь отражают то, что происходит в обществе. По мере сил, профессионализма и порядочности они помогают обществу преодолеть тот или иной кризис. Понятно, что бросать камни в спину ушедшим с общественной арены бесполезно, но повторять ошибки прошлых лет – преступно.

 

 

Фото из архивов автора и «СВ»

ntiamig newlogo radio