Во время соблюдения строгого эпидемиологического режима наш круг общения ограничен. Однако даже во время самого жесткого локдауна люди ряда профессий всегда на посту. Среди них не только врачи, но и продавцы.

Во время соблюдения строгого эпидемиологического режима наш круг общения ограничен. Однако даже во время самого жесткого локдауна люди ряда профессий всегда на посту. Среди них не только врачи, но и продавцы.

Швец, жнец и на дуде игрец

Я неслучайно вспомнила весну 2020-го с ее предельными ограничениями: героиня нашего повествования Эльвира Шеховцова трудится в торговой сфере города без малого тридцать лет, уезжать не собирается (если только летом в Сочи, недели на две).

- В середине восьмидесятых я приехала в Ноябрьск с Донбасса к мужу Александру. Мне был двадцать один год, дочка маленькая на руках, - улыбается Эльвира Борисовна. – Декабристка… Хотя это был ноябрь. Холодина.

И в этом она вся: даже в бытовых неприятностях ищет положительное. Ну а мороз, так разве это неприятность?

- Саша привез меня в вагончик (жили мы в поселке), а сам бегом в управление: он на «Урале-вахтовке» водителем работал, надо было людей из промзоны забирать. Сразу стали ко мне соседки заглядывать… Супруг Александр Николаевич красавцем был (царствие небесное, девять лет, как Элла овдовела. – Прим. авт.), всем было интересно, кого привез Шеховцов, какая у него жена, – глаза у Эльвиры заблестели от еле сдерживаемых слез, и я поспешила переменить тему.

Молодая женщина выбрала в свое время профессию продавца: приехала к нам с половиной диплома выпускника техникума советской торговли – не окончила на земле обучение. В районе Крайнего Севера эта работа, скажу я вам, совсем не сахар. Товар девчонки выгружали сами, таскали коробки с крупами, бутылки с минеральной водой, прочую снедь. Торговые точки снегом по крыши заносило, а если магазинчик располагался в поселке (СУ-80, НГДУ «Холмогорнефть», мехколонны, «шестая горка» и т. д.), то там и вовсе продавец оказывался многостаночником - швец, жнец и на дуде игрец. Фасовщик, кассир, техничка и грузчик.

- А мне кажется, что лучше нашей профессии на свете нет, - улыбается воспоминаниям Эльвира Борисовна. – Коллектив у нас был замечательный. Какие мы капустники на день торговли готовили: настоящие спектакли! И покупатели нас любили, на улице здоровались. В книге отзывов были сплошные благодарности. А ведь тоже не шиковали, денежки считали, много и тяжело работали. Однако никто из людей на ближних раздражение не выплескивал, на продавцах не срывался.

Качество товаров устраивает

В декабре 1991 года в Ноябрьске строители сдали в эксплуатацию ТД «Украина», а весной 1992-го трудовой коллектив выкупил предприятие вместе с движимым и недвижимым имуществом. Эльвира Шеховцова к тому времени уже была членом славной команды директора торгового дома Тамилы Арчаковой.

IMG 9690

- У нас такие наставники были - любо-дорого посмотреть: с людьми общий язык находили, с поставщиками связи налаживали, бизнес строили. Горжусь, что работала с ними бок о бок: с Наилей Нигматуллиной, например. Она мне встретилась в самом начале моей северной биографии. Еще помню, как две женщины у нас хлеб пекли: с самого открытия в «Украине» работала пекарня, весь город за хлебом приезжал, даже из дальнего СМП (микрорайона Железнодорожников. – Прим. авт.). Как они все успевали, ума не приложу, - продолжает рассказ моя собеседница.

Постепенно жизнь налаживалась. Люди стали покупать красивую посуду, домашний текстиль, ковры. Девизом «Украины» всегда было продавать такие товары, которых больше нет ни в одном магазине города. Отменное качество, умеренная ценовая политика – все это привлекало ноябрян в торговый дом.

- Мы объединили несколько отделов в один и назвали его «Все для интерьера», - рассказывает Эльвира Шеховцова. – Был у нас даже продавец-мужчина – он занимался реализацией линолеума и ковролина, потому что женщинам оказалось тяжело с таким товаром справляться.

Это она, конечно, скромничает: коллеги знают, что в профессии для Шеховцовой невозможного мало, все в ее руках спорится и ладится.

- Ремонт дома попробовала сама сделать - получилось, - смеется Эльвира. – Теперь пристрастилась всякие вазочки мастерить, шкафчики облагораживать – это интересно. Пробуешь новые строительные материалы, подключаешь фантазию: глаза боятся, а руки делают.

В этом году отдел переехал из торгового дома «АРДО» - так после масштабной реконструкции называется теперь «Украина» (название торговой компании сохранилось, сегодня в состав «Украины» входит несколько фирм), в торговый центр «Ноябрьский».

IMG 9725

Слушая Шеховцову, я понимала, что поймала за хвост журналистскую удачу: беседу с ней можно длить и длить. Искренняя, эмоциональная, открытая до потаенных уголков души – таких в наше время встретишь нечасто. Теперь подружимся. Родственная мне душа оказалась, настоящая ноябрянка.  

Фото Анастасии Даниленко

ntiamig newlogo radio