Проследить путь героических предков помогут архивные документы.

 

Восстановить память о родственниках, воевавших в годы Великой Отечественной, по силам каждому. Для этого нужно проявить упорство и запастись терпением.

ФОТОАРХИВ

Именно такими качествами обладает житель Ноябрьска Федор Шабанов. По крупицам он собрал сведения о мужчинах своей семьи, воевавших в середине прошлого столетия. Интересно, что все они оказались людьми с крепкой технической жилкой. Среди них есть артиллерист-зенитчик Федор Харитонович Достовалов, бесстрашный пулеметчик Иван Захарович Черёмушкин, ставший в мирное время заслуженным изобретателем СССР. Недавно мы писали об орудийном мастере Никите Степановиче Шабанове, который подбил немецкий танк «Тигр».

Сегодняшний наш рассказ о механике-водителе легендарного Т-34 гвардии сержанте Василии Илларионовиче Гайворонском. Он приходится троюродным дядей моему собеседнику. В семейном фотоархиве Федор Анатольевич обнаружил снимок героя войны с орденами и медалями на кителе, которые стали отправной точкой в поисках, а также интересную фотографию красноармейцев, сделанную в 1945 году в городе Данциге (современный Гданьск) на фоне советского танка.

 

ПАРАД ПОБЕДЫ – 1945

Выживали в танковых войсках, как, впрочем, и на войне в целом, самые опытные и везучие люди. Василия Илларионовича смело можно причислить к их числу. Вместе с однополчанами-танкистами он шаг за шагом гнал противника с территории Советского Союза, был ранен и не раз отличился в бою. В памятные дни его китель украшали орден Славы III степени, знак «Отличный танкист» и две медали – «За победу над Германией» и «За взятие Кенигсберга». Он стал участником самого первого Парада Победы 1945 года.

Когда началась война, Василию Гайворонскому было всего 17 лет. В армию юношу призвали в январе 1942-го. После обучения молодого человека направили в танковые войска. Как водитель-механик, он отвечал за техническое состояние и сохранность машины. В его обязанности входило управление танком во время боя, плановое техническое обслуживание и ремонт. Василий Илларионович мог сесть за руль американского М4А2 «Шерман» и советского Т-34. И хотя много хорошего известно о технических характеристиках нашего танка, управлять тяжелой махиной было непросто, а выживаемость экипажа в случае попадания снаряда составляла 50/50.

НАГРАДНОЙ ЛИСТ

Племяннику Василия Илларионовича удалось узнать, что дядя служил в 3-м танковом батальоне 59-й гвардейской танковой Люблинской краснознаменной ордена Суворова бригады. В наградном листе к ордену Славы III степени сказано, что механик-водитель сержант Гайворонский дисциплинированный, смелый и решительный воин. Он совершил длительный марш до района боев, привел машину без единой поломки.

«В бою южнее города Циханув получил задачу разведать силы противника, – сказано в документе. – На большой скорости проскочил через линию обороны и зашел в тыл противнику, разведав его силы, экипаж на обратном пути уничтожил до 20 гитлеровцев, 2 противотанковых пушки, 3 автомашины. Доложили сведения о силах противника и расположении огневых точек и засаде вражеских танков».

Благодаря этим сведениям наши артиллеристы вместе с танками уничтожили огневую систему противника. В другом бою за город Щеглов, который состоялся в середине января 1945 года, гусеницами танка Василий Гайворонский раздавил две пулеметные точки и две автомашины с грузами.

Среди медалей ветерана есть интересная награда – «Отличный танкист». Ее получали особо выдающиеся танкисты из числа рядового и младшего начальствующего состава Красной армии, а также воины, систематически показывающие высокую эффективность применения технических средств в бою и бережное содержание оружия и техники в экстремальных условиях.

Известно, что военный путь старшего сержанта Гайворонского закончился в 1947 году. 5 марта он был демобилизован и уволен в запас. Вернулся в поселок Советский Северо-Казахстанской области. Здесь женился и трудился трактористом в местном совхозе. В браке у него родились три дочери и сын. Дети и внуки сейчас живут на Кубани. Как и многие ветераны, он не любил вспоминать о войне. Говорил о тех временах редко и скупо. Свои военные награды подарил внукам. Мужчины не стало в 1979 году, но память о нем бережно хранят его потомки.

ФОТО ИЗ АРХИВА ФЕДОРА ШАБАНОВА

ntiamig newlogo radio