В августе православные празднуют три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый. Сегодняшний день прихожане храма Архистратига Михаила начнут с Божественной литургии: православные отмечают Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

В августе православные празднуют три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый. Сегодняшний день прихожане храма Архистратига Михаила начнут с Божественной литургии: православные отмечают Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

19 августа празднуется Второй Спас, который называют Яблочным. В этот день принято освящать в храме яблоки, виноград и другие поспевшие фрукты. В народе он известен еще под именем Спаса на Горе. Преображение в церковном календаре идет после уборки хлебов, созревания плодов, то есть когда все достигает совершенства, зрелости. Это - символ полноты будущего царства после трудов нашей крестной жизни. И, конечно, это - летний праздник: Царство Божие немыслимо представить в виде зимы и холода.
«Да ну эти надоевшие яблоки, при чем тут они? Яблоки же недуховные…» - может сказать приверженец библейских догматов. Однако традиционно церковь считает, что и освящение яблок - народный, сельский, произошедший из язычества обряд - может приводить к Богу.
Человек хочет выразить духовные истины внешними, понятными обрядами. Кто-то может помочь собрать урожай и привезти в храм яблоки, раздать их. Кто-то может плоды распространять как пожертвования. Есть различные виды служения Богу, и как раз народные традиции можно использовать для того, чтобы воцерковить человека, привить ему вкус к добродетели. У всех своя мера: для кого-то предел его религиозности – яблоко. Не следует вырывать это яблоко из рук пришедшего в храм, но явить этому немощному Христа – и яблоко станет для него маловажным. Протоиерей Александр Шмеман в одной из своих статей сказал: «…в день Преображения приносим мы в храм яблоки – и на миг сам храм претворен снова в таинственный сад, в тот блаженный рай, в котором началась жизнь человека и встреча его с Богом».
Школа добродетели
Медовый Спас, приуроченный к празднику Происхождения Честных Древ Креста Господня, давал возможность сказать «спасибо» Богу за его милостивые дары. Например, за мед. Он в этот день освящался не ради того, чтобы принять его как какое-то мистическое вещество, а чтобы, придя в храм, в молитве поблагодарить Бога и оставить часть этого приношения в церкви. Оставлялся мед не случайно и вовсе не для того, чтобы батюшка наелся без меры, а с тем, чтобы церковь, как община, могла поделиться этим сладким нектаром с нуждающимися, с теми, кто не может его купить. Когда мы становимся щедрыми, тогда и наступает праздник в полном смысле этого слова. И Медовый Спас, и Яблочный Спас – это не только повод добыть для себя освященных яблочка или медку, а возможность угостить ими других.
Нужно возродить такое понятие, как «школа добродетели». Храм – это не только место богослужения, это еще и школа нравственности, где могут научить человека помогать ближнему. В том числе и с помощью народных традиций. Когда мы живем не только для себя, то мы меняемся: человек должен жить в служении Богу и людям.
Медовый Спас еще называют Маковей. И тут есть религиозные корни: 14 августа отмечается день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев. Вот почему на стол подавали пироги и булочки с маком. Называют его также Спасом на Воде, связано это с тем, что в этот день происходило малое водосвятие на Руси: разрешался крестный ход к естественным водоемам, освящалась вода, в которой потом купались люди и домашний скот.


В тему
Знатным пчеловодом был царь Петр Алексеевич. Будучи в Дерпте (ныне Тарту), он узнал, что ректор местного университета, основанного в 1632 году, шведский барон Дудергофский Юхан (Иоганн) Шютте разводил там пчел. Петр I привез в Стрельну улья из Дерпта с целью доказать, что пчел можно разводить в условиях северного климата, близко у моря. Пчелы содержались под собственным его присмотром.
Известный русский химик Александр Бутлеров считал пчеловодство доходной статьей для мелкого землевладения. При содействии тверского земства устроил школу пчеловодства, завел с товарищем пасеку на Кавказе (другую устроил в своем имении Бутлеровке). Организовал «Русский пчеловодный листок». Ввел новые способы разводки пчел, придумал простые и рациональные по конструкции ульи.

У каждого свой путь к Богу
28 августа христиане будут отмечать Третий Спас, его называют Ореховый (а еще - Спас на Полотне, Хлебный, Холщовый и Нерукотворный). Считалось, что с этого дня можно собирать орехи, они полностью созрели. Можно печь хлеб из муки свежего помола, это главное блюдо Третьего Спаса. Готовый хлеб несли в церковь, где освящали. Первую буханку жена отдавала мужу, провожая его в поле сеять озимые. После каждый съедал по куску свежего хлеба, заедая медом.
Название Нерукотворный Ореховый Спас получил после того, как повелитель города Эдессы Авгарь, болевший долгие годы проказой, излечился, обретя в подарок полотно с изображением Иисуса Христа. Он послал своего художника Анания к Спасителю с просьбой об исцелении. Живописец решил изобразить черты Господа, но сколько бы он ни пробовал, ничего не получалось, тогда Иисус умылся и обтерся полотенцем, и на ткани остался его лик. Привезенное полотенце было прикреплено над городом, защищая народ от болезней и горестей.
Накануне заканчивается Успенский пост, и 28 августа празднуется Успение Божией Матери (славянское слово «успение» означает сон). По церковному преданию, Богородица узнала о времени своего перехода из этого мира. Она готовилась к нему постом и усиленной молитвой, хотя и не нуждалась в очищении души – вся ее жизнь была образцом святости и жертвенности. Успение – один из самых любимых православных праздников: со времени князя Владимира Успенские храмы стали появляться по всей Руси.
…Дорога к храму у каждого своя, она может начаться с чего угодно. Просто так, с нуля, Господа начинают любить избранные (насколько это трудно, рассказывает Евангелие). И если у вас этот путь начнется с одного из трех Спасов, то и слава Богу!

ФОТО ВЯЧЕСЛАВА ОВЧИННИКОВА ИЗ АРХИВА «СВ»

ntiamig newlogo radio