DSC 5322
Мероприятие организовано Российским обществом «Знание» при поддержке региональных властей и приурочено к Году защитника Отечества в России и Году героев на Ямале.

Высокое звание обязывает
Акция «Знание. Герои» стартовала в Ноябрьске, а затем прошла в Тарко-Сале, Надыме и Новом Уренгое. Молодежь этих городов пообщалась со спикерами российского общества «Знание»: исполнительным директором региональной социально-патриотической общественной организации Свердловской области «Герои Урала» Натальей Шмидько и заместителем главы Белоярского городского округа Вячеславом Толстогузовым. Гости выступили перед подростками с лекциями на темы «Борьба России за правду» и «Великая Отечественная война».

Также в рамках проекта подростки встретились с Героями России: заслуженным военным летчиком РФ Анатолием Копыркиным и командиром мотострелкового батальона, участником специальной военной операции Максимом Шоломовым.

– Это не просто люди, совершившие подвиг, – рассказала Наталья Шмидько. – Мы хотим, чтобы каждый участник акции почувствовал, что героем может стать любой, кто готов действовать ради других и защищать Родину. Ямал – регион, в котором живут сильные духом люди, и мы уверены, что такие беседы вдохновят молодежь и всех северян на добрые дела и осознание своей роли в истории страны.

К подвигам заранее не готовились
Так повелось, что первым на встречах с ребятами всегда брал слово заслуженный военный летчик Российской Федерации, Герой РФ Анатолий Копыркин.

– Я пилот военно-транспортной авиации, поэтому бывать под обстрелами приходилось нечасто. В основном на наших аэродромах брали на борт груз, взлетали за облака, а затем через несколько часов шли на посадку в точке назначения, доставляя оружие, продовольствие и медикаменты. Не раз был в Афганистане, Анголе, Корее, Японии, Франции и даже Америке. Только в Австралии и Антарктиде не довелось побывать, – рассказал гость внимательно слушавшей его аудитории. – Самое теплое чувство всегда испытывал, когда после длительных командировок в зону боевых действий дома на аэродроме меня встречали жена и дети. Убежден, именно ради дорогих моему сердцу людей стоит жить.

В 1992 году в 110-й военно-транспортный авиационный полк, где Анатолий Степанович служил командиром эскадрильи, поступил приказ – эвакуировать из Кабула российских дипломатов. В Афганистане уже была полная заваруха: все против всех воевали. Как вспоминает Копырин, ночью его Ил-76 в сопровождении еще двух самолетов взлетел из Новгородской области и взял курс на афганскую столицу. Ведущим авиагруппы тогда был командир полка Евгений Зеленов. Рано утром прилетели в Кабул. Едва шасси коснулись посадочной полосы, как экипажи стали открывать задние рампы и заниматься погрузкой людей, бегущих к нашим самолетам прямо под обстрелом моджахедов, которые прицельно били по аэродрому.

– Когда пассажиры уже рассаживались, к нам подъехали индусы, человек десять. Среди них несколько женщин, плачут, просятся на борт. Ну как их оставить?! Показываю им рукой – «welcome!». Тут подбежали наши десантники (они охраняли российское посольство), кто не успел к самолету комполка Зеленова, он уже с полной нагрузкой шел на взлет. И вдруг радист третьего экипажа передает в эфир: «В нас попали!» Смотрю, а у них из пробитого бака в левом крыле Ил-76 хлынуло топливо и сразу же загорелось, – вспоминает Копырин.

Анатолий Степанович поясняет, что его тогда такая злость взяла, а еще появился страх, но не за себя, а за товарищей и людей, которых надо эвакуировать. По словам бывалого аса, он не раз замечал, что в экстремальной ситуации именно страх помогал ему выжить и найти правильное решение.

DSC 5336
– Смотрю, реактивные снаряды по всему аэродрому рвутся. Гашу скорость и рулю в сторону подбитого самолета. Понимаю, что можем все погибнуть, уж больно сильно «духи» долбят, но ничего поделать не могу. Надо спасать своих. Что я скажу потом родным и близким летчиков, которых оставлю на поле боя? Экипаж из горящего транспортника приняли буквально на ходу. Двое раненых было у них – борттехники Валентин Бессараб и Анатолий Показаньев, а прапорщик Александр Григорьев позже признался: «Так и знал, что Степаныч нас не оставит», – продолжил рассказ Герой России.

Тогда, направляя перегруженный самолет на взлет, Анатолий Копыркин совершил невозможное. При разбеге по ВПП с колес его Ила летели куски резины, и он фактически на железных ободах поднял в небо воздушное судно.

– Подлетая к аэродрому Кокайды в Узбекистане, принял решение садиться штатно на бетон, – вспоминает Копырин. – Все прошло нормально.

Тогда Анатолий Иванович еще не знал, что о героической эвакуации русскими летчиками из осажденного Кабула сотрудников своего посольства, а также дипмиссий Индии, Монголии, Индонезии и Китая уже «растрезвонили» журналисты всего мира.

Моя награда – заслуга солдат!
Еще одним Героем России, с которым встречались подростки во время акции, стал подполковник Максим Шоломов. В интернете про него есть краткая справка: «Выполняя боевую задачу во время проведения СВО, умело руководил подчиненным личным составом. Благодаря его решительным действиям противник понес значительные потери в живой силе и технике. Указом Президента Российской Федерации от 28 марта 2023 года за проявленное личное мужество и героизм удостоен звания Героя Российской Федерации.

– Для меня самое главное во время боевых действий – не допустить невозвратных потерь в личном составе, – рассказал подросткам Максим Владимирович. –
Мне повезло, что бойцы рядом со мной были очень стойкими и отважными.

Про последний свой бой тогда еще капитан Шоломов вспоминал кратко. В сентябре 2022-го его взвод получил задание удерживать стратегически важный участок. Едва успели окопаться, как на них начали наступать иностранные наемники и пехотинцы из нацбатальона «Кракен». 28 мотострелков под его командованием неделю отражали атаки врага – по две-три за сутки. За семь дней интенсивного боя под дождем наши бойцы не покинули своих позиций. Многие из них после лечились в госпиталях, но поставленную перед нами задачу выполнили на все сто процентов. При этом уничтожили пять единиц боевой техники противника и почти полроты боевиков.

– К 30 сентября многие мои ребята были ранены, – вспоминал герой. – И все равно они держали оборону, но противнику удалось зайти с тыла, а это – угроза окружения. Чтобы сберечь людей, дали команду эвакуироваться.

Максим Шоломов прикрывал отход своих, отстреливался, забрасывал неприятеля гранатами. В какой-то момент ему снарядом из гранатомета по плечо отсекло левую руку.
Но офицер продолжил командовать операцией. Подоспела БМП, в которую погрузили получивших тяжелые ранения, в том числе и Максима, но ее накрыло огнем вражеской артиллерии. Капитан потерял правую руку, его сильно обожгло, и до того, как сдетонировали снаряды, он смог ногами вытолкать из машины товарища и только потом выбрался сам.

– Помню, что хочу погасить на себе огонь, но рук, увы, нет, на ноги тоже не могу встать, – говорил о том бое Максим Владимирович. – Ползу по земле, хриплю и постепенно выбиваюсь из сил. Последнее, что отпечаталось в памяти, – сухие стебли подсолнечника и звук мотора автомобиля. Несмотря на плотное боестолкновение, группа эвакуации все-таки отыскала в поле командира и доставила его в госпиталь города Ростова.

– Знаете, ребята, моя Звезда Героя Российской Федерации – на девяносто процентов заслуга моих солдат и сержантов. Ни один человек из подразделения не покинул поле боя без приказа! А ведь им, как и мне, было очень страшно.

Девять месяцев Максим Шоломов проходил лечение, реабилитацию и протезирование в госпитале. В марте 2023-го досрочно получил звание подполковника. А с ноября этого же года поступил на службу в один из военных комиссариатов Москвы, где занимается подготовкой будущих защитников Отечества.

Фото Дмитрия Агатия

ntiamig newlogo radio