Система образования нашего города из года в год подтверждает свою эффективность и продолжает уверенное движение вперед. Современные реалии не позволяют оставаться на месте.

Система образования нашего города из года в год подтверждает свою эффективность и продолжает уверенное движение вперед. Современные реалии не позволяют оставаться на месте.
С ПРАЗДНИКОМ, ПЕДАГОГИ!
30 августа состоялась ежегодная встреча работников муниципальной системы образования. С началом учебного года педагогов поздравили глава администрации Алексей Романов и депутат Тюменской областной Думы Николай Яшкин. Всего в традиционном августовском мероприятии приняли участие 385 человек.
– Ноябрьск стабильно удерживает лидирующие позиции в системе образования округа по количеству призеров в тематических олимпиадах и конкурсах различных уровней, – отметил Алексей Романов. – В образовательных организациях успешно осваиваются и внедряются новые педагогические технологии. По итогам прошлого года 65 наших выпускников получили аттестаты особого образца. Большей частью это ваша заслуга. По всей стране сегодня меняется подход к системе образования. Это значит, что ноябрьских педагогов ждут новые вызовы. Но я уверен: благодаря профессионализму, любви к детям, упорству и талантам вам по плечу любые задачи.
– Во многом благодаря вашим стараниям из маленьких несмышленышей вырастают лучшие люди страны, настоящие патриоты России. Огромное спасибо за преданность профессии и доброту ваших сердец, – присоединился к поздравлениям Николай Яшкин.
В основном докладе заместитель главы администрации, начальник департамента образования Надежда Гудкова отметила успехи ноябрьских учителей и их воспитанников, а также обозначила проблемы муниципальной системы образования и приоритетные задачи на этот учебный год.
НОВОВВЕДЕНИЯ КОСНУТСЯ ВСЕХ
Многолетние дискуссии о том, какими должны быть результаты обучения и образовательная система, привели к появлению нового поколения норм – единых стандартов на всех уровнях образования. Одной из задач педагогов стала оптимизация содержания и технологий обучения в соответствии с новыми требованиями.
Во всех школах города уже реализуется стандарт начального общего образования и основного общего образования в 5-х и 6-х классах. В опережающем режиме новые нормы вводятся в 7-9-х классах. Наступивший год станет годом подготовки к апробации федеральных стандартов на уровне среднего общего образования.
В Ноябрьске уже сделаны определенные шаги в данном направлении. На базе многих школ работают инновационные площадки. Успешно функционирует сетевое обучение, позволяющее ученику получать углубленные знания по предмету, даже если в его школе интересующего профиля нет. Следующим этапом должен стать переход к электронному обучению.
Два года назад в детских садах города введен стандарт для дошкольного образования. Более 38 миллионов рублей из окружного бюджета были направлены на приобретение средств обучения и создание условий для эффективной организации образовательного процесса. Во исполнение указов президента РФ все дети в возрасте от трех до семи лет имеют возможность посещать дошкольные учреждения. С 1 сентября на базе детского сада «Чебурашка» начала работу группа для детей до года.
Сегодня одной из приоритетных задач является введение ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. На базе второй, десятой и коррекционной школ, имеющих статус пилотных площадок, ведется работа по оказанию методической помощи учреждениям, приступающим к реализации новых требований. Около 110 детей особой категории в нынешнем году начнут обучение по федеральному стандарту, 95 % из них – в условиях инклюзии в обычных классах.
УСПЕХИ И ТРЕВОГИ
Муниципальная система образования каждый год подтверждает свою эффективность. Ноябрьские школьники демонстрируют достойный уровень подготовки как на окружном, так и на всероссийском уровнях. По результатам регионального мониторинга, в котором приняли участие ученики 10-х классов школ № 7, 12 и 13, доля учащихся, показавших высокий и продвинутый уровень владения компетентностями, выше окружного показателя на 13 %. 99 % выпускников начальной школы успешно прошли испытания всероссийской проверки, 8 % из них справились с заданиями повышенной сложности.
Еще одним показателем результативности учебной деятельности является государственная итоговая аттестация школьников. За последний год стало меньше учеников, не сдавших экзамены по русскому языку и математике. В то же время результаты экзаменов по предметам на выбор вызывают тревогу. Показатель качества усвоения программ находится в пределах от 16 % (по истории) до 81 % (по английскому языку). Особенно низкий показатель обученности (57 %) – по истории.
Судя по результатам ЕГЭ, в 2016 году наметилась тенденция к улучшению оценок по русскому языку и математике. Отличные знания по математике на базовом уровне показали 25 % выпускников, на профильном – доля обучающихся, преодолевших минимальный порог, превысила прошлогодний показатель на 3 %. В целом увеличилось количество учеников, набравших более 80 баллов по русскому и английскому языкам, профильной математике, информатике. Выросло число учеников, преодолевших минимальные пороги по химии, информатике, литературе, географии и биологии. Однако и доля детей, не сдавших математику на базовом уровне, составила почти 3 %.
ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ
Профессия учителя вновь становится привлекательной и престижной. В соответствии с майскими указами президента значительно повысилось материальное благосостояние работников образования. С 2012 года средняя зарплата учителей выросла на 72 %, работников дошкольного сектора – на 76 %, специалистов дополнительного образования – на 24 %, педагогов детского дома – на 72 %.
В то же время перемены коснулись не всех категорий работников данной сферы. Недооцененным остается труд младшего обслуживающего и технического персонала, электронщиков, лаборантов, библиотекарей и других непедагогических работников. Надежда Гудкова обратилась к руководителям учреждений с просьбой изыскать возможность поощрения данной категории сотрудников.
ВНЕ УРОКОВ
Докладчик обратила внимание на роль семьи в воспитании детей, призвала активнее привлекать родительское сообщество к процессу управления школой. В качестве примера привела школу № 13, где уже не первый год работает совет отцов.
Семейная форма воспитания приоритетна и для детей, оставшихся без попечения родителей. В Ноябрьске на конец прошлого учебного года на учете в органах опеки и попечительства состояли 233 ребенка, 180 из них проживало в семьях опекунов, 27 воспитывались в 15 приемных семьях, 26 – в детском доме. Выросло число детей, возвращенных в кровные семьи. В то же время уменьшилось число горожан, желающих взять на себя роль замещающей семьи, соответственно, и число несовершеннолетних, переданных на воспитание в такие семьи, уменьшилось.
Надежда Николаевна также затронула вопросы дополнительного образования детей, которое, по ее убеждению, нуждается в первоочередном внимании и развитии. Услуги допобразования несут большую воспитательную компоненту, при этом они достаточно затратны. Состояние материально-технического оснащения учреждений и укомплектованность кадрами оставляет желать лучшего. И эта проблема тоже требует скорейшего разрешения.
В день конференции с трибуны была дана объективная оценка муниципальной системе образования, названы ее слабые стороны и точки роста. Но в основном участники удовлетворены итогами прошлого года. Прозвучало много имен педагогов и их подопечных, добившихся особых успехов, обеспечивающих высокие рейтинги ноябрьским школам и образованию в целом
ФОТО ВЯЧЕСЛАВА ОВЧИННИКОВА

ntiamig newlogo radio