В полуфинал конкурса «Живая классика» прошла ноябрянка Екатерина Маслова из школы № 10. Состязались 254 участника из 82 регионов России: Екатерина с отрывком из Алисы Атрейдас «Продавали домик в деревне» прошла в числе 38 чтецов в следующий тур.

В полуфинал конкурса «Живая классика» прошла ноябрянка Екатерина Маслова из школы № 10. Состязались 254 участника из 82 регионов России: Екатерина с отрывком из Алисы Атрейдас «Продавали домик в деревне» прошла в числе 38 чтецов в следующий тур.

И хотя в финал, куда жюри отобрало пятнадцать юношей и девушек, Катя не попала, обойти двести с лишним претендентов ей было совсем непросто. Тем более что такая победа ямальскими конкурсантами была достигнута впервые.

 

ТЕКСТ И ЧТЕЦ, УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК
У каждого читателя есть свое любимое произведение: кто-то читает классику, кто-то современную прозу, кому-то по душе поэмы, кому-то – романы.
– Выбор автора – это первое, с чем мы сталкиваемся, – говорит Анджелла Рахимова, педагог Екатерины. – Надо, чтобы текст подошел ребенку один в один. Эмоции, мимика, голос, интонация – все должно соответствовать образу, который демонстрирует конкурсант. Подготовка к состязанию начинается за полгода до муниципального тура. Во-первых, существует положение, которым мы руководствуемся; во-вторых, регламент, и надо уложиться в отведенное для прочтения время; в-третьих, важно, чтобы мальчики повествовали от лица персонажа мужского пола, а девочки – от лица женского.
– Почему выбрали рассказ Алисы Атрейдас «Продавали домик в деревне»? – спрашиваю Анджеллу Михайловну.
– Это будто голос извне говорит: вот этот отрывок надо прочесть. Интуиция, наверное, – улыбается учитель.
Мастеров художественного слова в России немного: в отличие от артистов, в их арсенале не так много инструментов. Интонация и голос. Преуспеть в этом жанре непросто: грим и парик здесь не помогут. Мне в свое время посчастливилось послушать Василия Ланового, Сергея Юрского, Юлию Рутберг. Читают со сцены в основном классику: есть хрестоматийное прочтение Аллой Демидовой «Реквиема» Анны Ахматовой или Александром Михайловым баллады «Зодчие» Дмитрия Кедрина. Нельзя не вспомнить Михаила Козакова с чтением романа Булгакова «Мастер и Маргарита» и Антонину Кузнецову с сонетами Шекспира. Все это услада для слуха. Но и наши дети читают замечательно: ваша покорная слуга два года «жюрила» городской этап конкурса «Живая классика», получая при этом истинное удовольствие.

DSC 2

ИСТОКИ ДУХОВНОСТИ КРОЮТСЯ В СЛОВЕ
Есть дети, с малых лет обуреваемые творчеством: они поют, танцуют, читают стихи, участвуют в литературно-художественных композициях и вернисажах. Таких быстро вычисляют организаторы школьных агитбригад, театральных и эстрадных коллективов. Анджелла Рахимова руководит студией «Сюрприз» два десятка лет, ее дети – неоднократные призеры региональных, областных и всероссийских состязаний.
– Ко мне приходят первоклашки, и со многими из них мы не расстаемся на протяжении десяти учебных лет, – рассказывает педагог. – С Катей Масловой прошли не один конкурс, она была победителем в региональном этапе два года назад, ездила в качестве поощрения в «Артек». Нынешняя «Живая классика» проходила в режиме онлайн, и я смогла посмотреть других чтецов, а главное, услышать мнение жюри: за что добавляют баллы и за что снимают. Всем нужно зрелище – яркое, эмоциональное, заряжающее энергетикой. Судили строго, и я довольна, что нам удалось пройти в финал.
Катя разделяет радость Анджеллы Михайловны: с наставником у нее теплые дружеские отношения. В их диалогах нет авторитарных ноток, учитель готов выслушать мнение воспитанницы – с чем-то согласиться, а с чем-то нет.
– Интересно было прочесть текст, представив публике героев повествования. Не осуждать их поступки, делегируя это право слушателям, – говорит Катя. – Не все члены жюри приняли наш замысел, но мы списались с автором рассказа в социальной сети «ВКонтакте». Алиса Атрейдас оказалась с нами солидарна: осуждать кого-либо из героев совсем не входило в планы писательницы. Да, там есть элемент драмы: продать дом вместе с семейными реликвиями – фотографиями и другими дорогими для его обитателей вещами – безнравственно и аморально. Однако в век техногенной революции чувства притупляются, родственные узы ослабевают, и каждый, в конце концов, волен поступать так, как ему подсказывает совесть.
Такие рассуждения девятиклассницы порадовали и меня: мировоззрение Кати Масловой вышло далеко за рамки школьной программы, аргументированное мнение девочки о человеческой природе достойно аплодисментов. В качестве резюме предлагаем читателям ее ответы на вопросы традиционной анкеты от Марселя Пруста.

IMG 1078 16 03 20 11 47

Анкета Марселя Пруста
1. Время, в которое ты хотела бы жить?
– В Древнем мире. Меня привлекают построенные в ту эпоху сооружения.
2. Образец для подражания?
– Михаил Васильевич Ломоносов.
3. Любимый писатель?
– Стивен Кинг. Это мое: фантастика, детективы.
4. Любимый вид отдыха?
– Кино. Интересный фильм – это здорово.
5. Композитор, музыкант, исполнитель?
– Нравится все – от рока до шансона.
6. Твой цвет?
– Мои цвета – черный и белый. Классика: инь и янь.
7. Форма одежды?
– Джинсы, футболка, кроссовки.
8. Сова или жаворонок?
– Во время учебы я жаворонок, во время каникул – сова.
9. Любимый праздник?
– Масленица. Обожаю блины.
10. Культуру какой страны предпочитаешь?
– Японии. Все продвинутые изобретения – японские.
11. Ошибки, достойные снисхождения?
– Которые человек сделал не преднамеренно: хотел как лучше, а получилось…
12. Поступок, заслуживающий порицания?
– Предательство. Дорогого человека ни при каких обстоятельствах нельзя променять на другого.
13. Крайне бедственное положение?
– Когда нет средств к существованию.
14. Человеческие добродетели?
– Сострадание: протянуть руку помощи страждущему.
15. Дар, которым хотелось бы обладать?
– Я бы хотела знать правду: например, что обо мне думают люди.
16. Представление о счастье?
– Ни в чем не нуждаться: есть все, что нужно, и близкие люди рядом.

Фото Дмитрия Агатия
Фото Анджеллы Рахимовой

ntiamig newlogo radio