Спектакль городского театра ко Дню Победы оказался трудным для осмысления и трогательным для восприятия

Ноябрьский городской театр выпустил очередную премьеру. Спектакль по пьесе знаменитого советского драматурга Алексея Арбузова «Мой бедный Марат» прошел в премьер-зале ГДКиК «Русь» накануне Дня Победы.

Великий символист

О том, что постановка посвящена этому большому празднику, было понятно еще до начала спектакля. Фойе ГДКиК «Русь» оформлено соответствующим образом. Колонны затянуты камуфляжной материей, на нее прикреплены копии афиш спектаклей и концертов, проходивших в годы войны в советских театрах. На мультимедийном экране демонстрируются кадры военной кинохроники. Актриса НГТ Юлия Судеева, одетая в стиле милитари, раздает зрителям программки спектакля, стилизованные под фронтовые письма – в форме треугольников, а актер Сергей Суворов в микрофон зачитывает журналистские сводки с фронта.

DSC 0273

Их он берет из подшивок газеты «Известия» тех лет. Про эти подшивки вообще отдельная история. Несколько лет назад в дар городскому музею воинской славы их передала жительница Ноябрьска. Номера за 1943, 1944 и 1945 годы аккуратно подшиты. На пожелтевших страницах – лаконичные заголовки и немногочисленные фотографии Сталина, других советских вождей, бойцов и командиров Красной армии, тружеников тыла у своих станков. Есть и номер от 9 мая 1945 года – настоящая реликвия. На первой полосе – сообщение Центрального комитета партии о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и победе Советского Союза в Великой Отечественной войне.

DSC 0279

Теперь о том, что касается самого спектакля. Действие этой пронзительной истории начинается в 1942 году в блокадном Ленинграде. В комнате коммунальной квартиры волею случая встречаются совсем юные Лика, Марат и Леонидик. Девушке всего шестнадцать, парни на год-два старше. Война и блокада забрали их родных и близких, и герои пытаются выжить, заботясь друг о друге.

DSC 0327

В нарушение канонических законов драматургии, действие в пьесе растягивается на много лет, штрихами обрисовывая дальнейшую судьбу героев. Да, не смотря на военное начало, эта пьеса не о войне. Она о любви, верности, жертвенности, поиске себя в этом мире.

DSC 0388

В ней мало действующих лиц, но много эмоций, символов, подтекста – в общем, всего того, за что театральный мир второй половины ХХ века так ценил драматурга Алексея Арбузова. Его самые известные пьесы – «Таня», «Иркутская история», «Жестокие игры» – ставились практически во всех советских театрах.

– Арбузов – великий символист. В свое время так же, как Виктор Розов и Александр Вампилов, он был в топе советских драматургов, считался очень модерновым автором, – говорит художественный руководитель НГТ Анатолий Лобанов. – Но самое главное даже не это. Я выбрал для постановки его произведение потому, что оно как бы вне времени, а посему может быть очень актуальным и сегодня. Автор словно протягивает временной мост между эпохами. Но чтобы увидеть этот мост, нужно потратить много времени и сил, докопаться до самых глубин.

Другой язык

Сложную и многослойную арбузовскую драматургию блестяще воплотили на сцене режиссер из Екатеринбурга Александр Вахов (он, к сожалению, не смог присутствовать на премьере) и актеры НГТ Юлия Шеина-Жугавли (Лика), Глеб Денисов (Марат) и Никита Чарушин (Леонидик).

DSC 0647

Вахов уже знаком ноябрьскому зрителю по спектаклю «Бог резни», вышедшему в городском театре год назад. Тогда мне и удалось пообщаться с ним. Александр признался, что был поражен талантом и работоспособностью актеров из Ноябрьска. «Работать с такими профессионалами – большая удача и большое удовольствие», – сказал он тогда. Самим актерам тоже понравилось сотрудничать в Ваховым.

– Александр – из тех режиссеров, кто со всеми может найти общий язык. Он не давит на актера, не диктует свои условия, он умеет слушать и слышать, – говорит Юлия Шеина-Жугавли, которая и в «Боге резни» сыграла одну из главных ролей.

На вопрос, как ей работалось над новой постановкой, актриса призналась, что это была «сладкая каторга».

– Это абсолютно «мой» материал. Я – драматическая, если хотите, трагедийная актриса, мне нравится страдать на сцене, – говорит она. – Пьеса написана совсем другим языком, не таким, на котором мы говорим сейчас. В этом главная сложность: что хотел сказать автор, вкладывая в уста своих героев тот или иной текст? Нам, с высоты сегодняшних дней очень трудно понять поколение, прошедшее через войну, почувствовать психологическую атмосферу, в которой жили люди. Почему они так поступали? Что двигало ими? Работая над ролью, я пересмотрела много военных фильмов, документальной хроники тех лет, перечитала литературу. А еще были бесконечные дебаты с режиссером в поиске скрытых смыслов, которыми так богата пьеса.

DSC 0641

Что же до зрителей, то они приняли постановку очень тепло – видимо, скрытые смыслы и подтекст пьесы были переданы и поняты правильно. Нам же остается добавить, что вторая премьера «Бедного Марата» пройдет 27 мая, и роль Лики там сыграет уже другая актриса – Анастасия Кунгурцева.

Фото Дмитрия Агатия.

ntiamig newlogo radio