Ноябрьский городской театр выпустил очередную премьеру – спектакль «Хозяйка гостиницы» по пьесе знаменитого итальянского комедиографа Карло Гольдони прошел 12 декабря на сцене ЦД «Нефтяник».

Ноябрьский городской театр выпустил очередную премьеру – спектакль «Хозяйка гостиницы» по пьесе знаменитого итальянского комедиографа Карло Гольдони прошел 12 декабря на сцене ЦД «Нефтяник».

Современным языком

Свою «Трактирщицу» (так пьеса называется в русском переводе) Гольдони написал в середине XVIII века. С тех пор она ставилась бессчетное количество раз – в том числе в советских и российских театрах. А в 1975 году режиссер Александр Белинский снял телеспектакль с блистательной Натальей Гундаревой в главной роли.

Сюжет пьесы прост и незамысловат – как и все итальянские комедии эпохи Просвещения. В молодую и предприимчивую хозяйку гостиницы Мирандолину влюблены все: знатные постояльцы, простолюдины-слуги. В общем, весь мужской мир крутится вокруг нее. Она же играет со своими воздыхателями, как кошка с мышами, и никому не отдает своего сердца. Но однажды в ее гостинице появляется мужчина, совершенно равнодушный к женскому полу вообще и к ней в частности. Самолюбию Мирандолины нанесен урон, и она решает во что бы то ни стало влюбить в себя грубияна-женоненавистника. Что в итоге ей удается. Однако ни о какой взаимности речи не идет. Кавалер Рипафратта – лишь очередная игрушка в наманикюренных коготках хозяйки.

IMG 6686

Поставил спектакль художественный руководитель НГТ Анатолий Лобанов. При этом он – впервые в своей режиссерской практике – кардинально осовременил классическую пьесу. Причем без малейшего ущерба для драматургии первоисточника.

– Когда режиссер берется за тот или иной материал, он должен четко осознавать, что хочет сказать зрителю, какую главную мысль донести до него. А сделать это нужно так, чтобы публике, с одной стороны, было понятно, что происходит на сцене, с другой – интересно за этим наблюдать, – говорит Лобанов.

Итальянская комедия почти трехсотлетней давности, если ее ставить по строгим классическим канонам, вряд ли найдет достойный отклик в сердце современного зрителя. А между тем там спрятано много того, что будет интересно людям даже через сотни лет. Нужно только облечь это в удобоваримую для них форму. Поэтому персонажи у Лобанова одеты не в камзолы и кринолины, а в джинсы и футболки. Расплачиваются они не цехинами и скуди, а евро. Шпаги заменены на боксерские перчатки. И вот все сразу встает на свои места. Вместо пропитанных нафталином персонажей комедии дель арте перед зрителем предстают вполне узнаваемые образы чванливых чиновников, кичливых бизнесменов, гламурных «чикс» – героинь «Инстаграма» и «Тик-тока». 

IMG 6818

Пожалуй, одна только главная героиня не нуждалась в «омоложении». Одетая в яркое красное платье и такие же босоножки, для мужчин она оставалась вневременным секс-символом. Пусть в восемнадцатом веке ее звали Мирандолина, в девятнадцатом – Кармен, в двадцатом – Аксинья Астахова… Достойный образ обольстительницы XXI века, наверное, еще только предстоит создать современным писателям и драматургам.

Бездна эмоций

Главную роль разбивательницы мужских сердец исполнила Ирина Коваль. Вжиться в образ ей удалось блестяще, хотя сама актриса признается, что Мирандолина так и осталась для нее женщиной-загадкой.

IMG 6858

– Было очень интересно примерить на себя этот образ, – рассказывает актриса. – Я мысленно разговаривала с моей героиней, пытаясь получить ответы на волнующие меня вопросы. К примеру, как она умеет так по-мужски рационально владеть своими чувствами, не терять самообладания даже в стрессовых ситуациях? Для актера любая роль – тем более такая – это очередная ступень личностного роста. Я проделала огромную внутреннюю работу, и могу сказать, что сегодняшняя Ирина Коваль – уже немного другая, не такая, какой была еще месяц назад.

Кавалера Рипафратта сыграл актер Сергей Козенков – мастер перевоплощения, в том числе и в женские образы (чего только стоит его Фелисата Герасимовна из «Доходного места»). И ему роль грубияна-женоненавистника далась очень нелегко. Анатолий Лобанов характеризует Козенкова как человека тонкого и ранимого.  Что ж, тем интереснее ему было работать над образом, а зрителю – наблюдать метаморфозу.

IMG 6906

В ролях незадачливых ухажеров – маркиза Форлипопполи и графа Альбафьорита – выступили Сергей Суворов и Антон Судеев, подарив зрителю бездну положительных эмоций. Яркие, смешные до нелепости, они были неподражаемы. Как и актрисы Юлия Шеина-Жугавли и Анна Траудман, сыгравшие легкомысленных постоялиц гостиницы Ортензию и Деяниру. В образе «блондинок» они смотрелись настолько современно, будто только что выпорхнули из соцсетей.

IMG 6746

К удовольствию публики режиссер ввел еще один персонаж, которого у Гольдони нет. Роль бессловесного, но очень обаятельного Купидона сыграл Никита Чарушин. Со своими партнерами по сцене он общался исключительно при помощи пищалки, которая все время находилась у него во рту. Таким вот оригинальным способом, а еще посредством неподражаемой пластики ожившая статуя выражала всю палитру человеческих чувств.

IMG 6652

– Я ставил спектакль-шутку, спектакль-праздник, и с этой точки зрения Купидон привнес в постановку новые интересные этюды, мизансцены, – говорит Анатолий Лобанов. - Вообще,  "Хозяйка гостиницы" - это мое посвящение женщине. Женщие как явлению.

Зрители по достоинству оценили старания актеров и режиссера: постановка была принята на ура. Как, впрочем, и другие спектакли НГТ, с завидной регулярностью пополняющие культурную сокровищницу нашего города.

IMG 6930

Фото автора.


ntiamig newlogo radio