Школьники глубоко погрузились в историю Великой Отечественной войны и создали копии известных монументов.

Школьники глубоко погрузились в историю Великой Отечественной войны и создали копии известных монументов.

Стали известны победители городского конкурса на лучший макет мемориала, посвященного событиям Великой Отечественной войны.

Символы военной эпохи

Защита проектов состоялась в Музейном ресурсном центре 22 января. Свои работы на суд жюри представил двадцать один класс. В творческой форме ребята напомнили о подвиге русского народа и событиях военных лет, рассказали о памятных местах, расположенных в городах-героях, городах воинской славы, и местах сражений времен Великой Отечественной. Работа над проектом предполагала как создание макета мемориала, так и подготовку презентации. За несколько минут команда должна была рассказать историю создания монумента и ответить на вопросы жюри.

В итоге определились два лидера муниципального этапа конкурса, которые будут бороться за победу на окружном уровне. Представители школы микрорайона Вынгапуровского рассказали о самоотверженности защитников Брестской крепости и презентовали скульптурную композицию «Жажда». Также в число лидеров вошла команда «Северный поток» из школы № 13. Представители образовательного учреждения углубились в историю Ленинграда и создали инсталляцию монумента «Родина-мать», который расположен на Пискаревском мемориальном кладбище.

Глоток воды с риском для жизни

С головой окунулись в трагические события военного времени восьмиклассники из Вынгапуровского. Ребятам по итогам жеребьевки необходимо было изучить факты о защите Брестской крепости в июне 1941 года. Вместе с классным руководителем Ириной Гашинской и учителем истории Натальей Скидан дети подробно исследовали летопись первых дней Великой Отечественной войны.

Чтобы проникнуться атмосферой того времени, ребята посмотрели документальные и художественные фильмы, повествующие об отваге защитников форта, принявших на себя первый удар противника. Школьники прочитали книги с воспоминаниями очевидцев обороны Брестской крепости, обратились к интернет-источникам, а также при непосредственном участии директора центра «Факел» Натальи Варанкиной и руководителя местного Музея боевой славы Оксаны Кострюковой занимались поиском живых свидетелей событий того времени.

– В Бресте много памятных мест, поэтому выбор прототипа для макета мемориала был не простым, – отметила заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе Наталья Зырянова. – Мы ориентировались на детей, поскольку работа над проектом должна была помочь им почувствовать сопричастность, единство с защитниками Брестской крепости. Ребят взволновала история, которая легла в основу скульптурной композиции «Жажда».

Лето 1941 года было жарким, защитникам твердыни катастрофически не хватало воды для помощи раненым, поддержания сил бойцов, женщин и детей, оставшихся в форте, охлаждения перегревающихся пулеметов. Несмотря на то, что рядом была река, добраться до нее было сложно, берег обстреливался днем и ночью. С риском для жизни дети, ровесники наших восьмиклассников, совершали вылазки за водой. Многие из ребят при этом погибали.

Совместными усилиями педагоги, школьники и их родители воссоздали не только скульптуру солдата, который из последних сил тянется к реке, чтобы набрать в пробитую каску воды, но и воспроизвели прилегающий ландшафт, а также реализовали освещение композиции.

Полное перевоплощение

Огромную работу в рамках регионального сетевого проекта «ЮнАрктика» проделал творческий коллектив тринадцатой школы. В результате жеребьевки команде выпало рассказать об одном из мемориалов города-героя Ленинграда. Выбрать его было не просто, поскольку историй невероятного мужества, а значит, и памятных мест в современном Санкт-Петербурге огромное количество. Среди них траурный курган «Дневник Тани Савичевой», мемориальный комплекс «Цветок жизни» и монумент «Родина-мать» на Пискаревском кладбище, на котором в итоге ребята решили остановиться.

– Одной из изюминок нашего проекта стало привлечение ребенка в качестве живой статуи, – рассказала педагог дополнительного образования Валентина Ступенко. – Только человек способен наиболее достоверно передать материнскую скорбь, которая отражена в памятнике. «Родина-мать» протягивает миру символ вечности – гирлянду из дубовых ветвей. Ее хрупкие листья символизируют людей, ставших жертвами войны, но незабытых потомками.

– Участие в таком проекте – это труд целого коллектива, – отметила заместитель директор школы по учебно-воспитательной работе Елена Алешина. – Важен вклад каждого: классного руководителя, педагога дополнительного образования, учителя технологии, учителя изобразительного искусства и родителей.

Итоги регионального этапа конкурса макетов мемориалов, посвященных Великой Отечественной войне, будут известны в середине февраля.

Комментарии

Елена АЛЕШИНА, заместитель директора по УВР школы № 13:

– Участие в региональном сетевом проекте «ЮнАрктика» вносит весомый вклад в воспитательное пространство школы и помогает окрепнуть чувству патриотизма у ребят. В сентябре дети делали первые робкие шаги в разработке замысла макета, и вот теперь все знания, полученные ими на этом пути, находят реализацию в различных внутришкольных мероприятиях. Все закручивается в большую увлекательную работу, где ребята незаметно вовлекаются в процесс и чувствуют свою значимость и ответственность. И самое важное, что детям это нравится.

Наталья ЗЫРЯНОВА, заместитель директора по УВР школы микрорайона Вынгапуровского:

– Мы с ребятами обрадовались, когда узнали, что наш проект будет бороться за победу на региональном уровне конкурса. Много личных эмоций было вложено в его реализацию и защиту. Дополнить композицию мы решили театрализованным действием. На презентации ребята вжились в роли участников тех событий и наизусть зачитывали отрывки из их воспоминаний. Зрители услышали слова командира взвода Петра Гаврилова, медсестры Раисы Абакумовой, организовавшей в подвале Брестской крепости госпиталь, и Пети Котельникова, который вместе с другими детьми добывал воду с риском для жизни. Финальной точкой в выступлении каждого ребенка было слово «жажда», которое дало название всей скульптурной композиции.

Фото Дмитрия Агатия

 

ntiamig newlogo radio