Учитель сегодня не только ведет детей за собой, он идет рядом, сотрудничая, вдохновляя и пробуждая интерес к известной ему области знаний.

Учитель сегодня не только ведет детей за собой, он идет рядом, сотрудничая, вдохновляя и пробуждая интерес к известной ему области знаний.

Вспомните вашего любимого преподавателя. На своем уроке он открывал перед вами мир невероятных возможностей. Именно с таким педагогом я познакомилась недавно. Это учитель немецкого языка в школе № 2 Юлия Десятова.

Меня, как человека, в свое время глубоко погрузившегося в повседневную жизнь Германии, искренне обрадовала новость, что старшеклассники из Ноябрьска стали лидерами на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку, и, конечно, я не могла упустить возможность познакомиться с ребятами и их учителем.

Написано на роду

Была ли вероятность, что моя собеседница предпочтет профессии педагога какую-либо иную? Нет. Когда большинство родственников посвятили себя школе, когда мама работает учителем младших классов, то выбор стези очевиден. Оставалось понять, какой именно предмет ей хотелось бы постичь досконально. Ответить на этот вопрос Юлия смогла в пятом классе, когда среди школьных предметов появился немецкий язык.

- Он стал моим любимым предметом на всю жизнь, - признается Юлия Викторовна. – Поэтому в 1986 году после окончания школы № 7 г. Ноябрьска я поступила в Свердловский государственный педагогический институт на факультет иностранных языков. Там прошла мощную как языковую, так и методическую подготовку. И хотя за годы учебы в языковом арсенале появился и английский язык, мне всегда было ближе звучание и философия немецкого.

С того момента, когда Юлия Десятова впервые переступила порог школы в качестве молодого учителя, прошло более 25 лет. На ее глазах трансформировалась система образования, улучшалось материально-техническое оснащение, менялось содержание учебного материала.

У иных за годы работы накапливается усталость, появляется желание отдохнуть, но моя собеседница не из их числа. Она чувствует себя на пике творческих возможностей и не представляет жизни вне преподавания. Это тот самый случай, когда уже давно отточено педагогическое мастерство и еще не иссяк профессиональный азарт.

- Сейчас очень интересно работать, - признается Десятова. - Невероятно расширился доступ к информации, у учителя под рукой масса средств для обучения. Мы больше не ограничены рамками одного учебника. У нас есть выбор. Изменилась подача материала. Она стала более яркой, живой, ориентированной на развитие навыков повседневной коммуникации.

С чего начинается учитель?

Более десяти лет моя героиня работала в педагогическом колледже. Много раз ей доводилось беседовать с молодыми людьми о профессиональном выборе, и каждый раз на вопрос о том, какими качествами должен обладать учитель, она не раздумывая отвечала:

- Прежде всего надо любить детей, независимо от того, как ты себя сегодня чувствуешь, как ведут себя ребята на уроке, что и как они говорят. Если ты на это способен, то педагогика - твоя стезя. И только потом идут знание предмета и владение методикой преподавания. Всему этому можно научиться, чего не скажешь о любви.

Юлия Викторовна с большой теплотой говорит о своих учениках. Она с воодушевлением радуется их успехам, переживает за их неудачи.

- Самое главное – замотивировать детей так, чтобы у них появилось стремление к саморазвитию, дать им понять, что иностранный язык – это ворота в мир и очень серьезный бонус к будущей профессии, - говорит Юлия Десятова. – Радует, что большинство одиннадцатиклассников понимают, что умение общаться с носителями языка открывает широкие перспективы карьерного роста.

Свои уроки моя собеседница строит на основе технологии сотрудничества, она может целый вечер продумывать цепочку проблемных вопросов, чтобы достучаться до души каждого ребенка, подобрать к ней ключик, сделать близким и понятным ее предмет.

Олимпиадное движение

На региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников в этом году победил ученик Юлии Десятовой - девятиклассник Денис Семенченко, с отрывом в один балл призером стал еще один воспитанник моей героини - одиннадцатиклассник Никита Федоров. Ребята рассказали, как они готовились к конкурсным испытаниям и сколько времени уделяют изучению иностранных языков.

Никита Федоров, ученик школы № 2, 11-й класс:

4.jpg

- Немецкий язык я начал изучать в пятом классе на факультативе. После английского он показался мне очень трудным. Позже этот предмет стал обязательной частью учебной программы, и преподавать его у нас стала Юлия Викторовна. Она помогла понять логику языка и поверить в свои силы. В 9-м классе учитель предложил поучаствовать во всероссийской олимпиаде школьников. Она очень много сделала для того, чтобы я достойно выступил. Это был важный для меня опыт, который помог поверить в свои силы. Готовиться к олимпиаде этого года я начал еще летом. На каникулах писал тексты на разные темы, тем самым практикуя грамматические конструкции и используя новые слова. Отправлял их Юлии Викторовне на проверку, получал от нее обратную связь. В течение года тоже не тратил время впустую.

Помимо основательного изучения иностранных языков Никита делает упор на физику и математику. По этим предметам он также участвует в олимпиадах. Вместе с родителями юноша уже составил приблизительный список вузов, в которые планирует подавать документы. В первую очередь его интересуют учреждения, предоставляющие возможность осваивать часть образовательной программы за рубежом. 

Денис Семенченко, ученик школы № 2, 9-й класс:

5.jpg

- Свое будущее я планирую связать с общественными науками, и иностранные языки здесь играют важную прикладную роль. Сейчас абсолютно очевидно, что знание двух-трех и более языков серьезно расширяет возможности трудоустройства по своей специальности, является бонусом для продвижения по карьерной лестнице. Мне нравится логика построения немецкой речи, ее лексическое богатство, интересны для анализа длинные составные слова. Дополнительным стимулом для погружения в предмет становится участие в олимпиадах. В случае успеха в таких конкурсах можно заработать баллы, которые пригодятся в дальнейшем для поступления. Сложности меня не пугают, они преодолеваются последовательной работой, тренировкой грамматических конструкций, увеличением словарного запаса. Впереди у меня еще два года, и я намерен и дальше участвовать в различных олимпиадах, в том числе по немецкому языку. В рамках этого предмета я стремлюсь овладеть навыками спонтанной речи. Это не просто и требует много усилий. Юлия Викторовна помогает преодолеть языковой барьер. На каждом уроке побуждает нас говорить на немецком языке.

Фото из архива школы № 2

ntiamig newlogo radio