Ноябряне продолжают брать уроки русского языка. Бесплатно и добровольно. У известного русского публициста и литературного критика XIX века Дмитрия Ивановича Писарева есть прекрасное, на мой взгляд, изречение: «Грамотность драгоценна для нас только как дорога к развитию». Думаю, именно этот скрытый во фразе смысл – чтобы носители русского языка мастерски владели им, ибо правильная устная и письменная речь – одно из средств совершенствования личности, – является стержневой и целеполагающей идеей международной акции «Тотальный диктант».

Ноябряне продолжают брать уроки русского языка. Бесплатно и добровольно. 

У известного русского публициста и литературного критика XIX века Дмитрия Ивановича Писарева есть прекрасное, на мой взгляд, изречение: «Грамотность драгоценна для нас только как дорога к развитию». Думаю, именно этот скрытый во фразе смысл – чтобы носители русского языка мастерски владели им, ибо правильная устная и письменная речь – одно из средств совершенствования личности, – является стержневой и целеполагающей идеей международной акции «Тотальный диктант».Наверное, потому вдвойне приятно сознавать, что среди ноябрян есть немало желающих подняться вверх по ступеням саморазвития. Убедил в этом очередной, второй, урок русского языка, который в прошедшую пятницу посетили порядка сорока человек. 

В этот раз о правилах орфографии и пунктуации рассказывала преподаватель русского языка и литературы шестой школы Наталья Ивановская. С первых же минут она завладела вниманием аудитории, предложив присутствующим разгадать загадки. Ученики с легкостью справились с заданием, а учитель таким образом плавно, в игровой форме подвела своих подопечных к темам урока. Первая касалась правописания букв О, Е и Ё после шипящих, вторая – И, Ы после Ц, третья – тире между главными членами предложения.
Все это обычно изучают в среднем звене школы. Однако многие из присутствующих уже давно не сидят за партами, поэтому вспомнить пройденное не помешало. Вновь пришлось перелистать страницы прошлого, освежить память и теорию. Наталья Ивановна лаконично, доступно и понятно объяснила, в каких случаях какие правила действуют, когда ставить «молчанку» (так в XVIII веке называли тире), а когда необходимости в данном знаке препинания нет. Что касается первых двух тем, то здесь следует учесть законы морфологии и морфемики, но порой и они не придут на выручку – тогда слова нужно запомнить. Например, выучив фразу «Цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул: «Цыц!», вы будете знать, когда после буквы Ц следует Ы. И вновь нельзя было не удивиться тому, насколько все же сложен и многогранен русский язык, но оттого еще более прекрасен. Порадовало, что старания педагога не прошли даром: горожане усвоили небольшой урок и с успехом справились с практической частью. При этом они проявили изрядную любознательность: в ходе выполнения заданий некоторые слова вызвали у учащихся интерес в плане их лексического значения (джонка, чесучовый, шоры), и Наталья Ивановская объясняла семантику каждого.
Благодаря динамичному темпу урока, постоянному искреннему диалогу преподавателя с аудиторией полтора часа занятия прошли незаметно, а основанный на стихотворении Максима Горького «Песня о Буревестнике» короткометражный юмористический мультик, рассказывающий о трудностях школьной жизни, позволил отрешиться от зубрежки и поднял настроение.

Фото ВЯЧЕСЛАВА ОВЧИННИКОВА

ntiamig newlogo radio