Жизненный и профессиональный путь мастера-универсала Абы Талыбова

Любовь к искусству яркой нитью связывает жизненные этапы мастера Абы Нуриевича Талыбова.

Чего только не было в судьбе моего собеседника: работа в милиции, участие в военных действиях, множество переездов по городам СССР по заданиям коммунистической партии. Но при любых жизненных перипетиях художественное творчество сопровождало его всегда. Вот и сейчас, спустя десятилетия, он остается преданным любимому делу и продолжает трудиться в мастерской на улице Советской.

Преграды на пути к мечте

Родился Абы Талыбов в городе-порту Ленкорань – одном из красивейших уголков Азербайджана, расположенном на берегу Каспийского моря.

– Любовь к красоте у меня с детства. Увлечение рисованием родители поддержали. Еще в младших классах, когда нас учили писать, мне нравилось вырисовывать буквы. Так в моем арсенале появился каллиграфический почерк, – вспоминает он, протягивая мне железную пластину.

Ровным строем букв на ней была выгравирована надпись. Мой взгляд скользнул по изящным изгибам слов. Одно за другим они словно создавали монохромную картину.

Пока я рассматривала изделие ручной работы, мастер продолжил свой рассказ. Получив общее образование, он поступил в Бакинское художественное училище. После была служба в армии. Волею судьбы Абы Нуриевич стал участником Даманского конфликта на границе с Китаем и получил ранение. Окрепнув после серьезной травмы, мужчина поступил в Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова. Практику студенты проходили в Ростове, там его и позвали подмастерьем в экспериментальную ювелирную мастерскую. Учителем будущего мастера стала Галина Васильева. В то время она делала работы для Эрмитажа, Оружейной палаты Москвы.

– Помогал наставнице собирать украшения. Но, к сожалению, армейские раны дали о себе знать, и я был вынужден оставить учебу, – перебирает в памяти события тех лет Талыбов.

Портреты, встречи и любовь

Еще один примечательный факт из биографии моего героя – параллельно с учебой в институте Талыбов помогал милиции. Рисовал портреты подозреваемых со слов свидетелей и потерпевших. Восстановившись после вновь открывшейся раны, он начал работать в правоохранительных органах. По заданиям руководства милиции ездил по многим республикам бывшего СССР.

– Однажды в Баку я встретил девушку. Познакомились. Она была не местной, приехала в гости из Молдавии. Сразу понял, что она – моя судьба. Но получилось так, что пока я трудился, красавица уехала обратно домой. Когда мне предложили работу в Кишиневе, я не раздумывая согласился, ведь именно там жила моя будущая жена, – рассказывает мастер.

Закончив рабочие дела в Молдавии, пара уехала на следующее место работы Талыбова в украинский город Умань. Там молодая семья и обосновалась. Но, как выяснилось, ненадолго. В скором времени милиционера отправили в снежный край, в город Сургут.

– Помню, что не хотел ехать. Но задание есть задание. Получил – выполни! В Сургуте прожил полгода, затем меня вызвали в Ноябрьск, а это еще полгода службы, – поясняет герой зарисовки.

К удивлению моего собеседника суровый климат подошел его состоянию здоровья. Тогда мужчина решил осесть на юге, только теперь Крайнего Севера.

IMG 3909

Мастер и его подмастерье

В семье Талыбовых пять дочерей и один сын. Сегодня Абы Нуриевич – майор в отставке, ветеран МВД, полковник Ноябрьского казачьего общества, мастер-универсал. Последние годы службы в милиции он стал совмещать с работой в сфере бытового обслуживания.

– Теперь в мастерской трудится и сын. Он решил пойти по моим стопам и обучился специальности художника-ювелира, – продолжает рассказ Абы Нуриевич, демонстрируя мне его изделия.

Это внушительного размера перстень из светлого металла с фигурной резкой, сделан на заказ по эскизу клиента. Тут же ювелир поясняет, что в этой профессии недостаточно быть художником, необходимо владеть многими рабочими специальностями: быть токарем, паяльщиком, слесарем, шлифовщиком, лудильщиком, необходимо уметь работать с миниатюрными деталями. Наверно поэтому сейчас он считается мастером-универсалом: инженер-конструктор по фотоаппаратуре, художник, фотограф, ювелир и гравер.

Он сам отливает и плавит металлы для изготовления изделий.

Кроме добротного старого оборудования в мастерской есть и современная аппаратура. Например, фотополимерный 3D-принтер для изготовления восковых форм. Современное оборудование повышает скорость изготовления и качество будущих изделий, однако не может в полной мере заменить ручной труд.

Дело мастера на месте не стоит

Совсем скоро за когда-то сломанным золотым кольцом вернется его хозяйка. Налобная лупа надета, ручная горелка заправлена, насадка на специальном инструменте-помощнике мастера подобрана под стать рабочему этапу. Мастерская словно ожила – все вокруг зажужжало, зашуршало. Я еле успевала за быстрым движением его рук. Вот он шлифует место сплава на кольце, в следующий миг изделие уже плавает на дне банки с кислотой, а ювелир тем временем меняет рабочую площадь стола: убирает ненужное, достает необходимое. И все это под ритм спокойного, но быстрого пояснения процесса.

Шлифовка, полировка. Теперь украшение приобретает блеск, достойный драгоценного металла. Мастер готов отдать изделие клиенту.

Фото Анастасии Даниленко

ntiamig newlogo radio