DSC 1455

Как автор пошел смотреть про Великую Отечественную, а увидел сегодняшний день

К 80-летию Великой Победы Ноябрьский городской театр выпустил спектакль по пьесе Виктора Розова «Вечно живые». Постановка ожидаемо тронула до глубины души и неожиданно провела знаковые параллели.

Премьера состоялась в минувшую субботу в «Руси». Еще не доходя до большого зала, зрители, решившие посмотреть спектакль, смогли окунуться в атмосферу военных лет. В фойе дворца культуры и кино была развернута экспозиция с образцами оружия и снаряжения середины ХХ века, фотографиями известных военачальников Великой Отечественной. На экране демонстрировались кадры хроники, а к потолку на нитках были подвешены копии солдатских писем с фронта. Причем подвешены так, словно это была стая летящих птиц. Скорее всего, журавлей. Ведь благодаря поэту Расулу Гамзатову и режиссеру Михаилу Калатозову именно эти птицы у нас стали олицетворением душ погибших солдат.

DSC 1378

В общем, в зал зритель входил уже подготовленным. Но даже если бы не было всей этой прелюдии, спектакль, думаю, ничего бы не потерял.

Виктор Розов – один из столпов советской драматургии, а его пьеса «Вечно живые» входит в число титульных его произведений. Именно по ней в 1957 году был снят художественный фильм «Летят журавли», получивший главный приз Каннского кинофестиваля. Я смотрел эту картину в детстве, потом – несколько раз – уже будучи взрослым. И, признаюсь честно, особого впечатления на меня она не произвела. А вот спектакль Ноябрьского театра просто поразил в самое сердце. И не меня одного. Почему так? Как это удалось режиссеру и актерам?

– Я хотел поставить спектакль-поклон героям, о которых мы даже не знаем. Долго искал пьесу и вспомнил «Вечно живых», – рассказывает художественный руководитель НГТ режиссер-постановщик Анатолий Лобанов. – Пьеса о войне, где нет ни единого выстрела. Очень мощный, живой и образный текст. Ничего не нужно придумывать, домысливать – в нем уже все есть. Просто надо было найти форму, которая соответствует такой махине.

DSC 1391

Молодая девушка Вероника (она же Белка) влюбляется в своего соседа – талантливого инженера Бориса. А он в нее. Но идет война, и Борис уходит добровольцем на фронт, оставляя в подарок своей возлюбленной игрушечную белку. Проходят недели и месяцы, а от Бориса нет ни писем, ни известий, и Вероника от отчаяния выходит замуж за его родственника Марка. Тот оказывается трусом, подлецом и приспособленцем, и девушка бросает его. А чуть позже узнает, что Борис погиб на фронте. Тогда Белка решает жить памятью о своем единственном возлюбленном. Таков сюжет пьесы, если совсем кратко.

– Драматургия таких авторов, как Розов, Володин, Вампилов, требует очевидной внешней простоты при абсолютной внутренней наполненности. И сделать это чрезвычайно сложно, – делится мыслями режиссер. – Мы же сегодня привыкли на один сантиметр сцены играть десять метров себя. А здесь так нельзя. Здесь нужны точные мизансцены, абсолютное понимание текста и того, зачем мы сегодня это ставим.

DSC 1541

Судя по эффекту, который спектакль произвел на зрителей, у режиссера и актеров все получилось. А я же, сидя в зале, постоянно ловил себя на мысли, что смотрю постановку не про Великую Отечественную, а про сегодняшний день. Ну просто один в один! Те же простые и скромные ребята – такие, как мой коллега Антон Усаковский, ушедший добровольцем на СВО и погибший под Ясиноватой в мае 2024-го. Та же гнилая творческая элита, постоянно входящая «не в ту дверь». «Боже, ну как такое возможно! Больше 80 лет прошло, а ничего не поменялось», – как заноза, саднила в голове мысль.

DSC 1508

– Мне тоже показалось, что имеет место попадание в сегодняшний день. Но это всего лишь совпадение, – говорит Лобанов. – Да, мерзавцы и подонки были во все времена. Но тем ярче на их фоне выделяются герои. И если сегодняшний зритель в каком-то из персонажей узнает себя, это прекрасно. 

Роль Вероники-Белки блестяще сыграла Юлия Шеина-Жугавли. Не менее проникновенно свои образы воплотили Глеб Денисов (Борис), Сергей Сухопаров (его отец Федор Иванович), Арина Сидорова (Ирина), Варвара Утробина (Анна Михайловна), Антон Русакович (Володя). Палитра отрицательных персонажей также получилась очень яркой. Приспособленца Марка до омерзения правдоподобно сыграл Никита Чарушин. Подлеца Чернова – Сергей Суворов. Хапугу Нюру – Антон Судеев, экстравагантно перевоплотившись из мужчины в женщину. Квинтэссенцией же всего этого паноптикума стала Анна Сорокина в образе Монастырской. Лично я увидел в ней не драматургический персонаж почти вековой давности, а современную героиню светской хроники из той самой «невтудверной» тусовки.

DSC 1490

На мой взгляд, «Вечно живые» стали одной из лучших постановок Ноябрьского городского театра и одной из мощнейших режиссерских работ Анатолия Лобанова. Так посчитал не только я, но и сотни зрителей, долго не отпускавших актеров со сцены и щедро одаривавших их цветами.

Фото Дмитрия Агатия

 

ntiamig newlogo radio