Фильм о войне в Сирии растрогал до слез, а снявшийся в нем актер сейчас живет и работает в Ноябрьске

18 ноября на российские экраны вышел художественный фильм «Небо». Корреспондент «СВ» с интересом посмотрел его и пообщался с актером – исполнителем одной из ролей.

ЭТО БЫЛО ВЧЕРА

Военная драма под названием «Небо» основана на реальных событиях, причем совсем недавних. Сирия, 2015 год. Вооруженные силы Российской Федерации помогают сирийской армии очистить страну от террористов, ввергнувших некогда цветущее государство Ближнего Востока в кровавый хаос. В боевых действиях участвует экипаж фронтового бомбардировщика Су-24М ВКС России в составе командира воздушного судна подполковника Олега Пешкова и штурмана – капитана Константина Мурахтина.

24 ноября 2015 года они вылетели на очередное боевое задание в провинции Латакия и достойно выполнили его. По возвращении на базу их самолет был сбит ракетой, выпущенной истребителем ВВС Турции. Пилоты катапультировались над территорией, подконтрольной террористам. Пешкова расстреляли из пулеметов, когда он спускался на парашюте, Мурахтин приземлился живым и вынужден был скрываться от озверевших боевиков. Для его спасения Министерством обороны России была организована масштабная спецоперация с привлечением воздушно-космических и сухопутных сил. В результате капитан Мурахтин был спасен, а тело подполковника Пешкова с восемью пулевыми ранениями позже было передано России турецкой стороной. Посмертно Олегу Пешкову присвоено звание Героя России, Константина Мурахтина наградили орденом Мужества.

В фильме, недавно вышедшем на экраны, воссоздается история участия Пешкова и Мурахтина в сирийском конфликте, героической гибели первого и спасения второго, а также штрихами обрисовывается судьба главных героев с курсантских времен. Сценаристом и режиссером картины выступил Игорь Копылов, известный российскому зрителю и как актер, и как постановщик. Он снял такие заметные сериалы, как «Бомба», «Ленинград-46», «Крылья империи», а также художественный фильм «Ржев» о событиях Великой Отечественной войны, вызвавший, кстати говоря, неоднозначную реакцию зрителей и критиков. Удалась ли режиссеру его очередная попытка снять патриотическое кино? Ответ на этот вопрос я искал в кинотеатре «Парк Синема».

КАК НАСТОЯЩИЕ

В наше постсоветское время масштабные героические ленты отечественным кинематографистам почему-то часто не удаются. Откровенно слабые сценарии и режиссура, множество исторических и художественных ляпов, излишняя демонизация «кровавого» советского режима – все это не приносит фильмам ни большой популярности, ни хорошей кассы. В итоге десятки миллионов (в том числе бюджетных) рублей, потраченных на производство, уходят в никуда, а зритель отдает предпочтение не отечественным, а голливудским героям, среди которых больше сказочных персонажей, понарошку спасающих человечество от разного рода вымышленных катастроф. Это очень плохо, когда история нашего Отечества – не в пример более богатая и героическая, чем, скажем, история США, преломляясь через объектив кинокамеры, становится не предметом гордости, а поводом для насмешек. Это преступно плохо.

С такими невеселыми мыслями я входил в кинозал, опасаясь очередного разочарования. Однако его почти (почти!) не последовало. Картина о сегодняшнем дне российской армии, о ее героях, живущих, что называется, среди нас, получилась вполне себе добротной. Да, были в ней слабые места, были сценарные «ямы», но, к счастью, не глубокие.

Роль Пешкова, названного в фильме Олегом Сошниковым, исполнил актер Игорь Петренко. Мурахтин предстал в картине как капитан Муравьев, его роль сыграл Иван Батарев.

1920x

Очень понравились сцены боевых действий – что в небе, что на земле: снято четко, эффектно, профессионально. Спасибо Министерству обороны, что помогло с техникой и консультантами (и деньгами, разумеется). А вот кадры мирной жизни местами смотрятся пресно. Нет в них какой-то изюминки, того, что влюбляет зрителя в героев, делает их по-настоящему близкими и родными. Впрочем, это мое субъективное мнение.

Игорь Петренко, собаку съевший на ролях благородных героев, остался верен своему амплуа, его соратники в общем и целом тоже не подвели. Отдельный респект актеру Александру Коту, сыгравшему роль Сергея Шойгу (по фильму Сергей Шубин) – получился «лучше, чем в жизни». А финал по силе эмоционального воздействия напрочь затмил все мои местечковые претензии к сюжету. Сумел-таки Игорь Копылов выжать из зрителя скупую слезу катарсиса. А у кого-то – даже обильную.

ПРОЖИЛ ЗА ДРУГОГО

Самым удивительным для меня в этом фильме оказалось то, что в нем снимался актер Ноябрьского городского театра. Точнее, когда Назар Денисов участвовал в съемках «Неба», он еще не работал в НГТ. Выпускник Санкт-Петербургского института культуры приехал в наш город в начале этого года, вслед за своим старшим братом, актером Глебом Денисовым. До этого Назар служил в Санкт-Петербургском Детском театре на Неве, в Костромском камерном театре. В кино же молодой человек снимается… с раннего детства. Когда ему было шесть лет, родители – сами не имеющие никакого отношения к миру кино – записали сынишку на Ленфильм в массовку. Так и началась его карьера киноактера. На сегодняшний день в багаже Денисова более трех десятков ролей – в основном в сериалах.

«Небо» – первый полнометражный фильм для Назара. Там он сыграл «плохого парня» – однокашника Сошникова, курсанта Гришина, который бросает летное училище после второго курса и подается в бандиты. По сценарию это было начало девяностых – самое что ни на есть «бандитское» время для нашей страны.

112233

– На эту роль искали актера, внешне похожего на Игоря Ботвина, который играл Гришина в зрелом возрасте, – рассказывает Назар. – Я тогда работал в Костроме. Мне позвонила мой агент и предложила поучаствовать в кастинге и пробах. Я отработал свой эпизод – все претенденты были отсняты за один день – и уехал. Через неделю мне позвонили и сказали, что я утвержден на роль.

Сцены, где был задействован Денисов, снимали в Крыму. Назар говорит, что был поражен масштабом происходящего. В сериальном производстве, конечно, такого нет, там все максимально сжато – и по времени, и по средствам. Особенно его впечатлила сцена драки в автобусе – ее ставил профессиональный постановщик трюков Александр Уваров и подошел к делу с сугубым тщанием. Там же молодой человек впервые увидел, как разбивают о голову бутылку. Такие сосуды изготавливаются из специального мягкого стекла. Ну и наливают в них не вино или молоко (как в данном случае), а специальную жидкость, которая не воздействует на кожу, легко отмывается и отстирывается.

К своему персонажу – пусть он и плохой парень, Назар относится очень трепетно: ведь актер должен не просто изобразить кого-то, а прожить жизнь своего героя, оправдать для себя его поступки.

223344

– Качества, которыми был наделен мой герой, мне пришлось доставать откуда-то из глубин подсознания, быть может – из детства. Дело в том, что в детстве я не был ангелом: и подраться любил, и схитрить… Потом повзрослел, и это прошло, – делится воспоминаниями Назар. – Ну а Игорь Сергеевич (Копылов, режиссер фильма. – Прим. авт.) – сам ведь был актером, и когда ставил нам задачи, хорошо понимал, чего хочет от нас.

IMG 20200910 WA0001

Кстати, Денисов и сейчас снимается. Сразу после нашего разговора он должен был собираться и уезжать в Санкт-Петербург на съемки сериала «Лицемеры». Говорит, спасибо руководству НГТ, что с пониманием относится к ситуации. Впрочем, Назар – не первый и не последний актер, совмещающий театр и кино. Это, в общем-то, обычная практика.

Фото и скриншоты из личного архива Назара Денисова, а также с сайта kinopoisk.ru.

ntiamig newlogo radio