Городской театр вернулся с гастролей по ямальской глубинке

В сентябре-октябре Ноябрьский городской театр провел серию гастрольных туров по городам и поселкам ЯНАО. По возвращении сотрудники поделились с «СВ» впечатлениями от поездок.

С 21 по 26 сентября театр гастролировал в Салехарде, Лабытнанги, поселках Аксарка и Мужи. Взрослым зрителям были представлены спектакли «Новые зимогоры» и «Очень простая история», детям – сказка «Мэри Поппинс». С 26 по 30 октября НГТ побывал в Надыме, Тазовском, Тарко-Сале, Пурпе и Губкинском. На этот раз артисты повезли с собой два спектакля: «Очень простая история» и «Как Кощей Бессмертный на Василисе женился». Большой тур по Ямалу оставил неизгладимые впечатления: у зрителей – от работы ноябрьских актеров, а у последних – от новых мест и теплого приема.

РОУД-МУВИ

Художник-постановщик театра Денис Денисов любит снимать дорогу на камеру смартфона. Особенно его поразил путь из Надыма в Тазовский. На десятки километров вокруг ни души, нет вообще никаких признаков цивилизации. Одна бескрайняя заснеженная пустыня. Эти роуд-муви – не только хобби главного художника, они могут и в работе пригодиться.

– В спектакле театра имени Ленсовета «Три сестры» художник-постановщик Александр Шишкин использовал такой прием: на плазменном мониторе все время показывают дорогу. Кадры снимали прямо из поезда Санкт-Петербург – Москва, – рассказывает Денисов. – Вы же помните, что в чеховской пьесе главные героини мечтают уехать в Москву. Думаю, мы тоже можем задействовать кадры дороги при постановке наших будущих спектаклей. 

IMG 3460

Во время гастрольных поездок Денис первым знакомился с новыми сценическими площадками. Именно он оценивал их размер, функциональность, оснащение – чтобы понять, как монтировать декорации, выставлять свет. Какие-то сцены оказывались слишком малы, чтобы воссоздать на них полную художественно-постановочную картину спектакля. Тогда приходилось чем-то жертвовать. Так, к примеру, было в районном доме культуры поселка Тазовский: некоторые элементы декораций там не прошли по высоте.

Сцена дворца культуры «Нефтяник» в Губкинском, напротив, оказалась слишком велика. Пришлось сдвигать порталы: благо современные конструктивные решения позволяют это делать. Вообще, главная концертная площадка Губкинского произвела на коллектив НГТ неизгладимое впечатление: такого современного сценического, светового и звукового оборудования они не видели даже в больших городах. Говорят, на сцене этого ДК можно развернуть спектакль или шоу любого формата.

ГЛАВНОЕ – ЗРИТЕЛИ

Актрису Юлию Шеину-Жугавли ноябрьские театралы знают и любят. Она – и импульсивная Вероника из спектакля «Бог резни», и наивная Полина из «Доходного места», и несгибаемая Василиса из детской сказки про Кощея.

IMG 4797

Для Юлии это уже не первые гастроли в составе НГТ, но, говорит, так далеко она еще не заезжала.

Одиннадцать часов езды автобусом от Надыма до Тазовского показались вечностью. Уже и ели, и спали, и в «шляпу» играли, а ухабистая заснеженная дорога все никак не кончалась. Кругом – бескрайняя тундра. Кажется, вот он – конец мира. А может быть, начало.

– В Тазовском мы заселились в гостиницу, часа три поспали – и на утренний спектакль. Потом вечерний. Конечно, физически тяжело было. Но когда выходишь на сцену и видишь глаза зрителей, их улыбки, чувствуешь, что тебе рады, то вся усталость куда-то улетучивается, и ты работаешь в полную силу, – делится эмоциями Юлия. – Гастроли ведь состоят не из дорог, а из публики, которая видит тебя впервые. Особенно если попадаешь в маленький поселок, куда театры заезжают очень редко. Это каждый раз знакомство, и ты понимаешь, что даешь зрителям то, чего у них раньше не было. И после спектакля они выйдут из зала уже немного другими людьми.

Нашу собеседницу тоже поразил размах дворца культуры в Губкинском. Говорит, играть там одно удовольствие: есть где развернуться, не нужно сдерживать себя в движениях даже на самых широких мизансценах. А еще актриса поняла, что Ямал – регион хоть и отдаленный, но не заброшенный. Даже в маленьких поселках все хорошо обустроено, везде чувствуется забота о людях.

ИГРА С ЛИСТА

– На этих гастролях у нас был очень напряженный график. Тяжело, конечно, но в то же время это дисциплинирует и объединяет, – говорит художественный руководитель театра Анатолий Лобанов. – Я благодарен коллективу: все отработали спокойно, интеллигентно и профессионально. Лишний раз убедился в том, что мы можем работать в любых условиях и на любых площадках. Если понадобится в чуме играть – и там все получится. 

DSC 0581

Часто приходилось выходить на сцену без репетиций и прогонов: приехали, смонтировали декорации, на глаз выставили свет – и зрителей уже запускают в зал. Иногда работали вообще без своего оформления сцены. В театре это называется «на подборе» – когда в качестве декораций и мебели используют имущество принимающей стороны. Конечно, это наименее желательный вариант, но, в конце концов, главное не это, а то, как ты сумел донести до зрителя идею спектакля.

Были и экстраординарные случаи. Так, в одном из городов (не будем уточнять, где именно) во время детского спектакля оператор местной телекомпании забрался на сцену и как ни в чем не бывало начал снимать крупные планы актеров.

– Я такое видел впервые в жизни, – признается режиссер. – Даже поначалу растерялся от неожиданности. Но быстро пришел в себя и вежливо выпроводил телевизионщика, объяснив, что так делать нельзя.

Между тем публика принимала ноябрьских актеров везде одинаково: тепло и искренне. Подолгу не отпускала со сцены и благодарила за полученные эмоции.

– Общаясь после спектакля со зрителями, я в очередной раз убеждался в том, что живой театр очень нужен людям. Его не заменят ни телевидение, ни интернет. Поэтому театр еще долго не изживет себя, – размышляет Анатолий Лобанов.

Даже на гастролях с их сумасшедшим графиком актеры и режиссер работали над новой постановкой. Репетировали в гостиничных номерах, сидя на кроватях и прямо на полу. Премьера комедии «Хозяйка гостиницы» по бессмертной пьесе Карло Гольдони должна состояться 12 декабря. Как обещает Анатолий Лобанов, несмотря на солидный возраст произведения (а ему без малого триста лет), это будет очень современный спектакль.

Фото актрисы НГТ Анастасии Кунгурцевой и из архива "СВ".

 

ntiamig newlogo radio