В Ноябрьске в очередной раз прошел Всероссийский музыкальный фестиваль «Где рождается искусство». Его организатор – всемирно известный пианист и преподаватель Юрий Розум.

В Ноябрьске в очередной раз прошел Всероссийский музыкальный фестиваль «Где рождается искусство». Его организатор – всемирно известный пианист и преподаватель Юрий Розум.

ГРОМКИЕ ИМЕНА

Юрий Розум – легендарная личность в мире классической музыки. Народный артист России, академик РАЕН, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных и Московского государственного института музыки им. Шнитке, основатель международного благотворительного фонда для поддержки талантливых детей. Несколько лет назад при финансовой помощи компании «Газпром нефть» фонд учредил фестиваль «Где рождается искусство», и вместе со своими коллегами – известными музыкантами – Юрий Розум начал ездить по российским городам с мастер-классами и концертами. В Ноябрьск маэстро со товарищи впервые приехал в 2017-м и с тех пор бывает здесь каждый год. Исключение составил только 2020-й, когда из-за антиковидных мер мероприятие пришлось отменить.

На этот раз компанию Розуму составили заслуженная артистка Республики Татарстан, профессор института имени Шнитке Елена Рольбина (скрипка), заведующий отделом духовых и ударных инструментов Московского колледжа имени Прокофьева и солист Санкт-Петербургского Дома музыки Владимир Устьянцев, артист компании YAMAHA, преподаватель по классу ударных инструментов Александр Компанеец. Кроме того, бессменным спутником Юрия Розума в фестивальных турах является его бывший ученик, а ныне сам преподаватель Гнесинки, лауреат международных конкурсов Даниил Контуашвили.

DSC 1918

В Ноябрьске главная аудитория фестиваля – ученики и преподаватели детской музыкальной школы и детской школы искусств. Именно для них гуру проводили творческие встречи и мастер-классы. Юрий Розум и Даниил Контуашвили работали с пианистами, Елена Рольбина – со скрипачами, Владимир Устьянцев – с духовиками, Александр Компанеец – с ударниками.

DSC 1881

DSC 1973

Преподаватель ДМШ им. Виктора Коха по классу ударных инструментов Евгений Забигулин всегда ждет этот фестиваль как глоток свежего воздуха. Говорит, самое ценное в нем – живое общение с выдающимися исполнителями. Именно в ходе такого общения открывается второе дыхание, рождаются какие-то новые идеи.

– С Александром Компанейцем мы познакомились в 2019 году, с тех пор поддерживаем контакт через социальные сети. Это очень серьезный музыкант и педагог, у него действительно есть чему поучиться, – уверен Евгений.

Компанеец в свою очередь высоко отзывается о ноябрьском коллеге. Говорит, ему удалось создать в городе целое «барабанное братство».

DSC 1943

Вообще, гости отметили серьезный уровень подготовки местных педагогов, их творческий подход к своей работе. А также высокую мотивацию учеников: «У ваших детей глаза горят. Это просто замечательно!»

УМЕЙТЕ СЛУШАТЬ!

Ряд профессиональных рекомендаций местным преподавателям их столичные коллеги все же дали. В частности, Елена Рольбина пожелала «свободы с инструментом» – чтобы дети на практических занятиях не зажимали свой опорно-двигательный аппарат. Аналогичные пожелания своей «ударной» аудитории высказал и Александр Компанеец. Владимир Устьянцев как духовик посоветовал больше внимания уделять дыханию и артикуляции. Даниил Контуашвили призвал юных пианистов при исполнении произведений внимательнее относиться к мелким штрихам, а еще заявил буквально следующее:

– Умейте себя слушать!

Юрий Розум, обращаясь к местным педагогам, порекомендовал им не придерживаться формального подхода к преподаванию, не делать догму из методичек.

– Не побоюсь показаться крамольным: школы буквально задавлены гнетом разных методических указаний, – заметил он. – Но в них не учитывается то, что каждый ребенок требует индивидуального подхода. У меня была легендарная учительница по фортепиано. Она знала, как к кому подойти: на кого надавить, а кому дать свободу творчества. Кому задать два упражнения, кому – двадцать. Пусть дети сами мыслят, решают, интерпретируют. Если скатываться к формальному зазубриванию нот, если играть на автомате, не включая голову, уши и сердце, музыка просто умрет.

Позже в беседе с журналистами Юрий Розум отметил, что очень рад тому, что фестиваль возродился после ковидных ограничений. Практика показала, что уроки и мастер-классы в режиме онлайн – дело крайне неэффективное. Ни один мессенджер не может передать те оттенки и нюансы, которые видны и слышны при живом контакте. А в игре на музыкальных инструментах как раз они имеют решающее значение.

DSC 2005

Квинтэссенцией фестиваля стал концерт классической музыки. На сцену ДМШ имени Виктора Коха вышли как юные исполнители, так и мэтры. Для первых это был своего рода экзамен, для вторых – практическая часть их мастер-классов, возможность на личном примере показать всю многогранность исполнительского мастерства.

Фото Дмитрия Агатия.

 

ntiamig newlogo radio