В МРЦ открылась выставка «Северное узорье» с работами художника-костореза Кирилла Никифорова. 

В МРЦ открылась выставка «Северное узорье» с работами художника-костореза Кирилла Никифорова. Экспозиция эта дважды юбилейная: десятая по счету персоналка, а еще она венчает двадцатилетний творческий путь костореза.

На открытии выставки экскурсию для зрителей провел сам автор. История создания каждой работы уникальна. Кирилл Викторович может рассказывать об этом часами: как родился сюжет, почему выбран именно такой материал, что он имел в виду, делая акцент на той или иной детали. Ноябряне, знакомые с творчеством мастера, с интересом разглядывали произведения из кости, рогов, дерева и каких-то совсем экзотических деталей.

DSC 3950

Оказывается, в одной работе можно использовать рог горного барана, сустав мамонта и бивень шерстистого носорога. Получается уникальная девушка из серии под названием «Монголия». Соединять несоединимое – авторское кредо художника Кирилла Никифорова. Пожалуй, он первый на Ямале, кто стал использовать в косторезке рога баранов, коз, коров и бычков. Всем оппонентам Кирилл с полной убежденностью говорит: «Если есть на Севере подсобные хозяйства, значит, это наш материал». Так же как рога оленя, лося, овцебыка и прочих обитателей ямальской тундры. А уж красоты мастер добивается неописуемой: детали, сделанные из, казалось бы, никому ненужных отходов животноводства, сияют перламутром. Через бубен ненецкого божества (одна из работ Никифорова) проходят солнечные лучи: он, словно янтарный, переливается под неоновыми лампами подсветки.
– Это полировка. Есть еще другие техники обработки рогов, которые делают изделие нарядным, – улыбается Кирилл.
Публика облепляет витрины и пытается угадать: где тут мамонт, а где барашек. Получается не у всех.

DSC 3967

Самый дорогой гость на выставке – мама художника-костореза Нина Карповна. Именно она разглядела в маленьком мальчике божий дар, если можно так выразиться.
– Я считаю, что Кирилл многого добился благодаря терпению и упорству, – поделилась она секретами материнского счастья. – Талантлив он с малых лет: помню, как в детском саду (мы переехали в Ноябрьск из Караганды в 1985 году) малышам дали задание нарисовать обезьянку. У моего мальчика она была оранжевая и выглядела взлохмаченной, будто кто-то провел по рисунку щеткой, то есть погладил обезьянку против шерсти. И он всегда такой: против шерсти. Не ищет легких путей, не приспосабливается, идет своей дорогой. В семь лет я отвела его в детскую школу искусств на художественное отделение. Там проводили отбор: нужно было нарисовать кувшин. Гончарное изделие возвышалось на столике, прямо у деток перед глазами. Но Кирилл нарисовал в этом глиняном сосуде цветок. Он представил, что это ваза.
Нина Карповна считает, что талант ее сын унаследовал от своего деда, Карпа Филипповича.
– Мой папа прекрасно рисовал, хотя всю жизнь работал водителем. Как пришел с фронта, так и сел за баранку. Но весь дом был наполнен его пейзажами. Когда мы с Кириллом поехали поступать в Салехард в училище искусств, дед благословил внука и завещал ему свои рисунки.

DSC 3920

Сегодня мы не будем раскрывать все профессиональные секреты мастера-костореза: выставка работает до 17 апреля, и тот, кто до сих пор не видел эти уникальные произведения, может еще успеть. Скажем лишь, что за десять дней до открытия экспозиции Кириллу Никифорову было присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Ямало-Ненецкого автономного округа». Удостоверение и отличительный знак торжественно вручил мастеру губернатор округа Дмитрий Артюхов. Гордимся нашим земляком, ибо мерило всех заслуженных наград – мастерство.

DSC 3974

ФОТО ДМИТРИЯ АГАТИЯ

ntiamig newlogo radio