Юные ноябряне намерены покорить стратосферу. Научные эксперименты, изобретения, соревнования в области высоких технологий – таковы реалии дополнительного образования в седьмой школе

Юные ноябряне намерены покорить стратосферу. Научные эксперименты, изобретения, соревнования в области высоких технологий – таковы реалии дополнительного образования в седьмой школе.

Держим руку на пульсе времени

В прошлом веке произошел невиданный технический прогресс: появились высокоскоростные машины, космические аппараты, компьютеры и т. д. Вспомните, как многие из тех, кто учился в советской школе, занимались в кружках моделирования и радиотехники: строили из стекловолокна и авиационной фанеры самолеты и корабли с мини-ДВС, паяли диодные приемники. Однако все это мелочи по сравнению с тем, чем занимаются сегодня продвинутые в техническом отношении ребята. Что ни говори, а на дворе очередная индустриальная революция, когда благодаря современным технологиям уходят в прошлое одни профессии и приходят новые.

В дни школьных каникул корреспондент «СВ» встретился с педагогами школы № 7 и побеседовал с ними на разные естественно-научные темы. В начале встречи директор школы Александр Голиков сказал, что нужно всегда держать руку на пульсе времени, чтобы не остаться в стороне от жизни. Данное утверждение не голословное – уже при входе в седьмую школу внимание каждого посетителя приковывает расположенная на фасаде здания плакетка с красноречивым текстом: «Победитель всероссийского конкурса «Большая перемена» – проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей» по итогу рейтинговой оценки 2020 года».

Три ступени научного познания

Со слов Александра Анатольевича, в седьмой школе система дополнительного образования построена так, чтобы дети с малых лет приобщались к инженерной профессии. Общая модель обучения такова. Начиная с младших классов после уроков школьники под руководством учителей Марины Макуха и Алексея Еланцева постигают азы программирования, исследовательской работы и конструирования в рамках проекта «ЯМАЛенький инженер». Юные ноябряне изучают, например, методы раздельного сбора мусора, очистки воды, создают роботов-уборщиков, которые собирают, сортируют и увозят в приемный пункт мусор определенного цвета и свойств. Пока роль разноцветных отходов выполняют детали LEGO. Между тем маленькие конструкторы не играют, а ставят перед своими подопечными важные злободневные задачи.

Пятиклассники переходят на второй уровень (проект «Инженер будущего») и до девятого класса на курсах изучают 3D-моделирование, голограммы, робототехнику, из запасных частей заводского производства собирают настоящие квадрокоптеры и программируют их. Конечно же, перед запуском аппаратов у соответствующих ведомств берется разрешение на полеты. Учитель технологии и курсов по робототехнике Рафис Лукманов рассказывает, что начиная с 2012 года его воспитанники ежегодно побеждают на окружном конкурсе «РобоФест». Рафис Мавлавиевич отметил Владислава Балацкого, Никиту Клименова, Владислава Упыра, Алексея Тарасевича и Даниила Феофанова, которые вот уже три года занимают призовые места на Всероссийской робототехнической олимпиаде. А десятиклассница Ольга Ярвилянина взяла золото всероссийского конкурса WorldSkills.

Через тернии в стратосферу

– На конкурсе «Умножая таланты», который проводит компания «Газпром нефть», наши ребята четвертый год лидируют на городских этапах и участвуют в работе научно-образовательного центра «Сириус», – продолжает учитель физики Алексей Еланцев. – В моей группе приборостроения старшеклассники на базе плат Arduino создают систему «Умный дом», автоматизированные модули управления подогревом ДВС машин, инкубаторы, установки для определения ускорения свободного падения и выступают с ними на региональном конкурсе «От замысла к воплощению». Первого сентября к нам приезжал руководитель аэрокосмической лаборатории России Денис Ефремов. Эта фирма осуществляет полеты спутников в околоземное пространство. Была достигнута договоренность, что зимой в школу № 7 придет партия сертифицированных комплектующих и наши учащиеся приступят к сборке аппарата. Например, десятиклассник Сергей Лаптев будет его программировать. Запуск спутника в стратосферу запланирован в Ноябрьске на лето будущего года, а поиском приземлившегося научного объекта займется ямальская служба МЧС.

Седьмая школа – участник Консорциума

– Если подробно рассказывать обо всех научных проектах, разрабатываемых в стенах нашей школы, то это займет не один час, – подытоживает разговор заместитель директора Виктория Рябцева. – Фундаментом дополнительного обучения является инновационная идея «#ЦИФРА 7 – драйвер инженерного школьного образования». Она находится в контексте федерального нацпроекта «Образование». Названия семи проектов говорят сами за себя: «Интеллект настоящего», «Инженерия – философия будущего», «Инновации цифрового века», «Инвестиции в будущее» и т. д. Третий уровень для старшеклассников, предполагающий технологический и естественно-научный профили обучения, – завершающий и самый сложный. Мы сотрудничаем с компанией «СИБУР», которая реализует программу менделеевских клас-сов для будущих выпускников.
К нам регулярно приезжают преподаватели Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева, читают лекции, готовят ребят к олимпиадам, сдаче ЕГЭ, проводят занятия по различным инженерным компетенциям и, что скрывать, присматривают будущих студентов. На дворе Год науки и технологий, и многоплановая научно-образовательная деятельность учителей и учащихся позволила школе № 7 стать участником Консорциума по развитию школьного инженерно-технологического образования в Российской Федерации.

Фото Дмитрия Агатия

ntiamig newlogo radio