Сегодня, 13 февраля, впервые в истории российской системы образования во всех школах страны прошло итоговое собеседование по русскому языку. В испытаниях приняли участие ученики девятых классов – всего около полутора миллионов юношей и девушек по всей России.

Сегодня, 13 февраля, впервые в истории российской системы образования во всех школах страны прошло итоговое собеседование по русскому языку.

Монолог и диалог
В испытаниях приняли участие ученики девятых классов – всего около полутора миллионов юношей и девушек по всей России. В Ноябрьске на собеседование было заявлено 1 233 человека. Как пояснила заведующая профильным сектором городского департамента образования Елена Радионова, успешное прохождение испытания является условием допуска девятиклассника к государственной итоговой аттестации.
Собеседование включало в себя четыре задания. Сначала школьнику давался небольшой (до 200 слов) текст для прочтения вслух – рассказ об известных соотечественниках. Затем этот текст нужно было пересказать как можно более подробно, не упуская главных мыслей, цифр и дат. Третье задание – монолог ученика на одну из трех предложенных тем, не связанных с предыдущим рассказом. И, наконец, в завершение испытания девятиклассники отвечали на вопросы экзаменатора по теме их монолога – таким способом оценивалось умение подростка вести диалог, грамотно выражать свои мысли в спонтанной речи.
Контрольно-измерительные материалы – в данном случае это тексты для прочтения и пересказа, а также темы для монологов – готовились отдельно для каждого региона. В день проведения собеседования ровно в восемь часов утра они были выложены на специальном сайте. В 09.00 начались сами испытания.
В школе № 7, к примеру, для девятиклассников были подготовлены десять аудиторий. Там испытуемых ждали экзаменатор-собеседник, экзаменатор-эксперт и независимый общественный наблюдатель. С каждым учеником собеседование проводилось индивидуально, в класс они заходили и выходили оттуда по одному. В среднем на процедуру отводилось 15 минут. Велась обязательная аудиозапись испытаний. Экзаменатор-собеседник давал ребенку задания и вел с ним непосредственный диалог, экзаменатор-эксперт сидел поодаль и оценивал выступление испытуемого. Обе эти функции выполняли «родные» учителя школ. Причем миссия экспертов доверялась только преподавателям профильного предмета – русского языка и литературы.

Зачет и незачет
По словам Елены Радионовой, к практическому внедрению новшества в России тщательно готовились. Учителя прошли соответствующее онлайн-обучение, в течение прошлого и нынешнего учебных годов проводился ряд тестовых испытаний. И вот с этого года собеседование по русскому языку для всех российских девятиклассников стало обязательной процедурой.
- Оно было учреждено в рамках реализации концепции развития русского языка и направлено на то, чтобы возродить у школьников навыки устной речи, - говорит Радионова. – К сожалению, в век информационных технологий, чатов и мессенджеров дети все меньше и меньше стали говорить.
Впрочем, не все учителя разделяют подобные опасения. Преподаватель русского языка и литературы седьмой школы Луиза Байбикова (на собеседовании выступила в качестве экзаменатора-эксперта) работает по специальности уже четверть века и никакой отрицательной динамики владения детьми устной речью не наблюдает. Педагог считает, что все зависит от подготовки ученика, от его способностей и развития, как это было и раньше.
Сами же дети, как мне показалось, на новый вид испытаний были настроены оптимистично.
- Незачет поставят, наверное, только тем, кто вообще ни слова не сможет сказать, - размышляет девятиклассница седьмой школы Дарья Перегримова. – Лично я не боялась собеседования: с устной речью у меня все в порядке.
Девушка рассказала, что ей попался текст про олимпийскую чемпионку Елену Исинбаеву. А из тем для монолога она выбрала «День учителя»: как школьники готовят этот праздник, как поздравляют своих педагогов.
Официальные результаты будут известны до 19 февраля, хотя экзаменаторы-эксперты выставляли свои вердикты уже по ходу проведения собеседования. Проблема в том, что из-за малого числа учителей-словесников присутствовали они не во всех аудиториях, где проходили испытания. Поэтому некоторые ответы будут оцениваться по аудиозаписи.
Те ученики, кто не наберет необходимого минимума в 10 баллов, смогут повторно пройти собеседование 13 марта и 6 мая.

Фото Вячеслава Овчинникова.

ntiamig newlogo radio