photo 2024 11 26 16 20 52

Кассовые сборы мелодрамы «Любовь Советского Союза» к концу четвертой недели показа достигли полумиллиарда рублей.

Кинокритики называют это сюрпризом. Изначально прогнозировался небольшой интерес к фильму, картине даже приклеили ярлык: для бабушек.

Сага о поколении
Однако продюсеры Первого канала с самого начала опровергали такие прогнозы. Скажем по секрету: следом за выходом фильма на большой экран планируется показ телевизионного сериала из восьми серий.

«Любовь Советского Союза» – это история одного поколения, которое за короткий период словно прожило несколько жизней. Сценарный план предлагает разные сюжетные линии, в нем нет привязки к биографическим данным конкретных прототипов. Состоявшаяся премьера является всего лишь вольной интерпретацией реальных событий, как утверждают режиссеры и продюсеры.

Фильм начинается с экскурса в детство Галины Лактионовой: с того момента, как она вручает букет на трибуне Мавзолея лучшему другу физкультурников Иосифу Виссарионовичу Сталину. В роли Галины – Ангелина Стречина, в ее исполнении главная героиня – женщина с шармом.

Родилась Галя в театральной семье и пошла по стопам матери. У красавицы есть все данные студентки и комсомолки, но это не спасает ее от обвинений НКВД в общении с врагом народа. Гале помогает влюбленный в нее летчик Анатолий – Герой Советского Союза, участник войны в Испании, «сталинский сокол». И здесь мы говорим об окрыляющем чувстве, которое открывает для двоих новые горизонты.

Веселый лихой блондин Анатолий Ковров (Кирилл Кузнецов), любимец народа и вождя, тащит Галину в загс, не давая ей опомниться. Он забирает ее прямо с театральной репетиции, к счастью, его покровительство поспособствовало в дальнейшем творческому росту героини. История Золушки повторяется: благодаря доброте и красоте девушка вытаскивает счастливый билет, фортуна ей благоволит.

Анатолий летает с молодой женой на самолете над Красной площадью и Кремлем. Зрителям открываются чудесные панорамы Москвы – для картины была создана компьютерная 3D-модель столицы тридцатых годов прошлого века. Жизнь влюбленных прекрасна и удивительна, но судьба уже распростерла над ними свою неотвратимую длань: счастье оказалось недолгим, во время испытаний боевой крылатой машины Ковров погибает.

Тут сюжет картины делает невероятный кульбит: зрители полагают, что поддержкой и опорой для Галины станет ближайший друг ее мужа, тоже летчик, но не тут-то было. На пороге театральной гримерной появляется молодой драматург Кирилл Туманов (Роман Васильев), он предлагает Ковровой сыграть в его пьесе главную роль. Напомним, в тридцатые годы государственная цензура была особенно жесткой. Сталин лично смотрел все отснятые фильмы, посещал театральные премьеры: либо запрещал, либо давал добро на выход в свет.

Кирилл Туманов влюблен в Галину и пытается добиться взаимности. Но при этом он совсем не такой, как Ковров: застенчивый молчаливый брюнет. Чувство к нему должно созреть, тем более что боль потери у Галины еще сильна.

Галина Коврова со своим вторым мужем – поэтом и драматургом Кириллом Тумановым (Роман Васильев), который в первые дни войны ушел на фронт. ФОТО С САЙТА KINO-TEATR.RU

Сложная драма
Развитие сюжета приближает нас к разбору другого действующего лица – Сталина (Александр Устюгов). Он вершитель судеб, одновременно диктатор и благодетель. Однако для Галины Ковровой выступает в роли «свахи». После просмотра пьесы Туманова, где актриса сыграла, по сути, саму себя – жену солдата, погибшего в Испании, он ставит их перед фактом: Галина и Кирилл должны пожениться. Создатели фильма как будто говорят: Сталин может быть жестоким, но вместе с тем мудрым. Актер Александр Устюгов благодаря пластическому гриму оказался похож в роли вождя на Михаила Геловани, игравшего Иосифа Виссарионовича многие десятилетия. Очень достоверно.

Галина Коврова становится женой Кирилла Туманова, но оставляет прежнюю фамилию. Начинается Великая Отечественная, писатели уходят на фронт военными корреспондентами, театры эвакуируются. Галина уклоняется от отправки в тыл любыми способами, работает в агитбригадах, выступает с концертами во фронтовых частях.

Во время исполнения песни «Летчики-пилоты! Бомбы-пулеметы! Вот и улетели в дальний путь…» она знакомится с генералом Павловским (Игорь Петренко). Впоследствии он спасет ей жизнь в период эпидемии тифа, поместив в московский военный госпиталь.

Мы пытаемся разглядеть в героях «Любви…» реальных людей: актрису Валентину Серову, летчика-испытателя Анатолия Серова, ее второго спутника – писателя Константина Симонова, маршала Рокоссовского (с которым, по слухам, у Серовой был роман). Мы судим героев фильма по сегодняшним меркам и представлениям, забывая, что все упомянутые личности должны оцениваться исходя из той конкретной исторической эпохи, в которую они жили. Впрочем, художественный вымысел тоже никто не отменял.

Фильм завершается хеппи-эндом, хотя в кадре 1942 год. Мы можем сколь угодно лакировать то время и создавать легенды, но если режиссер и актеры настойчивы и бескомпромиссны, то и зритель эмоционально прошибаем. Я посмотрела «Любовь Советского Союза» два раза. Рекомендую.

Генерал армии Константин Павловский (Игорь Петренко) был увлечен актрисой Ковровой.

ФОТО С САЙТА KINO-TEATR.RU

ntiamig newlogo radio