Какие сюрпризы преподнес российским автовладельцам наступивший год?
В нашей стране заработала новая тарифная сетка штрафов, вступили в силу изменения в ПДД, порядок оформления ОСАГО, утильсбора, регистрации транспортных средств и владения водительским удостоверением.
Нарушать себе дороже
С 1 января выросли штрафы за некоторые нарушения правил дорожного движения. Президент Владимир Путин подписал соответствующий закон о внесении изменений в КоАП РФ. Например, повторное управление автомобилем без полиса ОСАГО сегодня обойдется недобросовестному водителю в сумму до пяти тысяч рублей.
За первичное нарушение сохраняется наказание в 800 рублей. Заметнее всего планка штрафа поднялась за управление в пьяном виде или за передачу права управления машиной нетрезвому водителю – с 30 тысяч до 45 тысяч рублей.
Кроме того, теперь за выезд на встречную полосу грозит денежное взыскание в размере 7,5 тысячи рублей, а за превышение скорости на 20-40 километров в час – до 750 рублей. За проезд на красный свет штраф составит 1,5 тысячи рублей, за повторное подобное нарушение – уже 7,5 тысячи. За неправильное расположение автомобиля на проезжей части, проезд по обочине, а также по выделенной полосе для автобусов инспекторы оформят протокол на сумму до 2 250 рублей.
В этом году с 50 до 25 % сократилась скидка за быструю оплату штрафов. При этом льгота будет действовать не 20, а 30 дней с того момента, как инспекторы вынесли постановление.
«Госуслуги» в помощь
С 1 января нынешнего года все страховые компании обязаны заниматься урегулированием убытков по ОСАГО на своем сайте или в приложении. Впрочем, и ранее автовладельцы могли решать эти вопросы по европротоколу через «Госуслуги» или «Госуслуги Авто». Сейчас данные о машине и ее владельце автоматически подгружаются из профиля гражданина. Если каких-то документов не хватает, страховщик оперативно уведомит водителя. После подачи всех необходимых бумаг агент организует осмотр машины потерпевшего (а при необходимости – и виновника дорожно-транспортного происшествия). Возмещение ущерба будет произведено в виде ремонта или выплаты деньгами.
Другой важной новостью является пакет изменений, внесенных в Федеральный закон «О государственной регистрации транспортных средств в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». С 1 марта гражданам при постановке машины на учет в ГИБДД не требуется предоставлять полис ОСАГО.
Также появится возможность снять авто с учета сразу после продажи, не дожидаясь окончания десятидневного срока. Для этого договор купли-продажи (ДКП) необходимо заключить на портале «Госуслуги» или завизировать у нотариуса. С этого момента все штрафы за нарушения ПДД Госавтоинспекция станет присылать новому владельцу. Однако если ДКП заключен в простой письменной форме, придется ждать десять дней, как и раньше. Также ГИБДД начнет проверять, уплачен ли утильсбор на автомобиль и в каком объеме. Если выяснится, что транспортное средство ввезено в нашу страну и сразу же продано, то новый собственник не сможет зарегистрировать его, пока продавец полностью не погасит утилизационный сбор. Другое нововведение касается обязанности предоставлять на осмотр машину, документы на которую были выданы до 1993 года и утрачены, а автовладелец хочет их восстановить и получить новый ПТС.
Кому пора на замену?
1 апреля заканчивается срок, когда обладатели иностранных водительских удостоверений (иностранцы или граждане РФ) могут обменять их на российские без экзаменов. Это заложено в Законе «О безопасности дорожного движения». Если вид на жительство или гражданство оформлены до 1 апреля 2024 года, то права нужно обменять до 1 апреля 2025-го, иначе они будут считаться недействительными. Те, кто не планирует постоянно жить в нашей стране, могут ездить со своими национальными водительскими документами. При этом гражданам Республики Беларусь ничего менять не надо. Россиянин с зарубежными правами может пользоваться ими в течение года с даты последнего въезда в РФ.
Для желающих обменять имеющиеся у них права на российские ввели упрощенный порядок до 1 апреля 2025 года. После этой даты, если в иностранном водительском удостоверении открыты категории М, А, B, для получения российского гражданину надо будет сдать теорию. Если имеются категории C и D, нужно пройти обучение и сдать внутренний тест в автошколе, а потом и экзамены в ГИБДД. Для водителя грузовика или автобуса из страны, где русский язык является государственным (Казахстан, Киргизия, Южная Осетия и так далее), потребуется сдать только теорию.
Стоит помнить, что законодатели нередко принимают новые нормативные документы в течение года, поэтому список вносимых в ПДД изменений в 2025 году может пополниться.
Фото Дмитрия Агатия