В Ноябрьске на базе психоневрологического диспансера прошел семинар-практикум «Нейропсихологический подход в психическом и речевом развитии ребенка» для специалистов нашего города

В Ноябрьске на базе психоневрологического диспансера прошел семинар-практикум «Нейропсихологический подход в психическом и речевом развитии ребенка» для специалистов нашего города.

Спикером выступил гость из Москвы – нейропсихолог Иван Дрозд. Он рассказал об этапах развития высших психических функций, о принципах работы с «речевиками» (ребятами, имеющими проблемы с речью), о том, как влияет химия мозга на развитие ребенка, о структуре поэтапного воздействия на пациента для успешной коррекции и о многом другом. Второй день интенсива был посвящен практическим занятиям, где московский специалист показал, какие упражнения и задания нужно использовать, чтобы достичь хорошей динамики у проблемного малыша.
Иван Дрозд рассказал нашему корреспонденту о том, что, окончив вуз, решил не связывать профессиональную деятельность с детьми: он хотел заняться психоанализом. Затем был опыт работы на телефоне доверия, где он помогал позвонившим людям бороться с паническими атаками и побеждать фобии. А когда стал плотнее заниматься с юными собеседниками, понял, что они внимательнее, рассудительнее, четко выполняют инструкции, а не ищут варианты, как взрослые пациенты. Да и результаты совместной деятельности порадовали.
Далее Иван на базе одного из столичных центров работал с детьми с ограниченными возможностями здоровья, освоил специальность тьютора, дополнительно получил профессию клинического психолога.

– Почему в последние годы рождается много деток с отклонениями в развитии?
– Мнений на этот счет масса. Кто-то винит экологию, генно-модифицированные продукты, заговоры или прививки. Появились диагнозы, которых не было в Советском Союзе. Раньше про деток с отклонениями говорили так: дурачок, странненький, шизофрения у него или еще что-то. Сейчас многие диагнозы можно откорректировать. Спустя годы мы получили новые вводные данные. И сравнивать их с теми, чтобы были 50 лет назад, некорректно.

– В чем заключается ваша коррекционная направленность?
– Мы работаем с ребенком по принципу замещающего онтогенеза. Если какая-то функция головного мозга не развита или развита не до конца, мы наблюдаем нарушение в когнитивном развитии. К примеру, у ребенка плохо сформировано понимание пространства, принятие себя в нем, он не знает времена года. Но это не означает, что малыш глупый, его интеллект при этом может быть хорошо развит. Просто мозговая функция не работает, поэтому нам нужно ее «включить». Для этого мы с маленьким пациентом играем с сенсорными коробками, ползаем, катаемся, прыгаем, разминаемся, трогаем, ощущаем. Другими словами, пытаемся стимулировать мозговые функции, чтобы они полноценно сформировались. Потом переходим к когнитивному развитию, создаем новые нейронные цепочки, отвечающие за определенные действия.

– Какие советы дадите родителям для развития речи малышей?
– По-хорошему ребенок к году должен говорить слова. Смотреть в глаза маме и произносить то или иное слово. К двум годам формируется фразовая речь: существительное плюс глагол. Например: дай пить, хочу машинку. В три года появляется простая фразовая речь. Ребенок должен отвечать на вопросы развернуто, а не односложно: да, нет. Если это не так, нужно срочно обращаться к специалистам.

– В каком возрасте дети должны говорить? Какие специалисты нужны для ребятишек с речевой задержкой?
– Сейчас стандарты меняются. К примеру, дети в Германии не говорят до пяти лет, и у них это приемлемо.  У нас нормы были разработаны еще в Советском Союзе. Согласно протоколам, ребенок в три года должен говорить фразами. Но начинать заниматься можно уже с полутора лет.

Если у малыша возникают сложности с речевым развитием, главное – найти своего доктора – невролога, который работает с категорией так называемых малышей-«речевиков». Чтобы запустить речь, важно подключать других коррекционных специалистов – дефектологов, логопедов по раннему развитию, нейропсихологов, остеопатов, кинезиологов. Необходимо и медикаментозное лечение. Оно помогает при комплексном подходе для того, чтобы подкормить наши нейроны.
К слову, организацией приезда столичного гуру в Ноябрьск занималась общественница, мама особенного ребенка Людмила (она просила не называть фамилию). Перед этим женщина долгое время наблюдала за Иваном Дроздом, который на своей странице в «Инстаграме» выкладывал случаи из практики по коррекционной работе с детьми. В 2020 году подобный курс для ноябрян уже был организован. В новогодние праздники Дрозд посетил наш город во второй раз.


– Иван Андреевич уже приезжал в наш город и проводил семинар, диагностику и коррекционные занятия. Также расписал реабилитационную программу для моего сына, и в течение года в режиме онлайн он сопровождал ребенка. Я увидела положительную динамику, поэтому пригласила специалиста к нам снова, – отметила Людмила. – Ведь уровень той работы, которую ведет нейропсихолог из Москвы, в нашем городе, и в регионе в том числе, пока недоступен. Поэтому было важно провести семинар для ноябрьских специалистов – психологов, воспитателей, сотрудников психоневрологического диспансера, чтобы это в дальнейшем помогло им в работе с детьми. Есть упражнения, которые ориентированы на то, чтобы суметь почувствовать свое тело в пространстве. Это один из этапов развития. А он важен и нужен.

 

Главный врач психоневрологического диспансера Александр Кетов отметил, что благодаря активным землякам подобные интенсивы проводятся в Ноябрьске. У горожан появляется возможность пройти дополнительное обучение, которое помогает им в коррекционной работе с особенными детьми.

ФОТО АВТОРА