Валерий Матвиенко посвятил профессии обувщика более 49 лет 

26 ноября отмечается Международный день сапожника. В преддверии праздника корреспондент «СВ» встретился с мастером сапожничьего дела Валерием Матвиенко.

В поисках своего предназначения

Герой нашей зарисовки родом из Краснодарского края. В апреле 1980-го он переехал жить в Нижневартовск, где трудился мастером по пошиву обуви. Спустя четыре года его пригласили работать в ноябрьский комбинат бытового обслуживания в обувной цех, который в те годы планировали открыть. Валерий заинтересовался предложением, приехал, однако обещанного так и не дождался.

– По профессии я мастер, который шьет обувь. Создание чего-то нового – сложный и увлекательный процесс: сначала подготавливаются детали, которые затем соединяются между собой, – рассказывает Валерий Матвиенко. – Конечно, меня расстроил тот факт, что не смог работать по призванию. Но необходимо было содержать семью, и я пошел трудиться в дом быта «Радуга» специалистом по ремонту обуви. Сменил несколько мест работы и в итоге перебрался в мастерскую на проспекте Мира.

Профессия сапожника одна из самых древних. Первую обувь начали делать во времена палеолита из шкур диких животных. Потом люди носили берестяные лапти и деревянные башмаки. Тогда каждый был сапожником. В наше время употребляется название «обувщик». Но суть от этого не поменялась. Главную роль в обувном деле играет мастерство. Благодаря ему создаются удобные и красивые туфли, крепкие сапоги и легкие беговые кроссовки. Поэтому ремонт обуви востребован всегда. Особенно перед началом нового сезона.

– Сапожным ремеслом я занимаюсь с семнадцати лет. В юности год трудился подмастерьем в цехе комбината бытового обслуживания в Краснодарском крае. Туда меня привел товарищ, он тоже был учеником. Хотя в нашей семье династия поваров: и мама, и сестра хотели, чтобы я пошел по их стопам, но попробовав, я понял: не мое! А вот обувное дело пришлось по душе, – вспоминает Валерий Матвиенко.

Служба идет – мастер трудится

Не бросил Валерий любимое занятие даже тогда, когда его призвали на службу в пограничные войска. По приказу руководства он ездил по заставам и ремонтировал солдатские сапоги, латал валенки и шубы.

– Когда демобилизовался, начал подрабатывать на дому. Как-то сижу шью ботинки, подходит отец и просит лаковые заготовки, которые лежат возле меня. Говорит, что сам сошьет себе туфли. Я кивнул, колодки подобрал и наблюдаю. А он возьми и сшей! – делится воспоминаниями наш герой. – Так я узнал, что дядя моей мамы был мастером по пошиву обуви и научил этому делу папу. Тогда я убедился, что быть обувщиком – мое предназначение. Хотя в настоящее время тружусь сапожником, выполняю мелкий ремонт обуви. Это может быть замена супинатора (деталь стельки, предназначенная для уменьшения нагрузки на свод стопы), набойки, молнии, подошвы, прошивка и покраска, увеличение размера обуви, ремонт подкладки. Ставлю заплатки на валенки. Устраняю дефекты в готовой обуви.

3

На рабочем месте мастера можно увидеть две обувные швейные машинки с толстой иглой – одна побольше, другая поменьше, оборудование для растяжки голенища женского сапога, различные виды клея, сапожные клещи и молоток , щипцы и плоскогубцы, отвертки и ножи и многое другое.

 

 

 

Работа – мое второе имя

Сейчас Валерий Иванович в основном делает кисы. Это традиционная обувь коренных народов Крайнего Севера. Ханты привозят мастеру заготовки из шкуры с голени оленя, а он делает плотную подошву.
Мой собеседник не берется говорить о том, сложна или легка работа обувного мастера. Больше всего в своем деле он любит общаться с клиентами.

– Понимаете, моя работа – это мое имя. Я должен делать ее так, чтобы люди потом сказали мне спасибо и вернулись в мастерскую, – поясняет Матвиенко.

Фото Анастасии Даниленко