Как помочь ребенку стать самостоятельным? Консультирует психолог.

Как помочь ребенку стать самостоятельным? Консультирует психолог.

- Моему сыну шесть лет. В следующем году он пойдет в школу. В последнее время его поведение меня сильно беспокоит: он стал неусидчив, не может сконцентрироваться. По утрам и вечерам, когда идем в садик или уходим оттуда, одевается еле-еле: нужно постоянно контролировать его – то одно подашь, то другое. Боюсь, если он так же с неохотой и с моей помощью будет в школе собираться, начало учебного года у нас окажется не очень успешным. Не знаю, как помочь сыну стать более самостоятельным и ответственным.
Консультирует психолог Центра детского творчества Татьяна Сотник:
- Родителям кажется, что их дети по мановению волшебной палочки станут самостоятельными и ответственными. На самом деле эти черты характера воспитываются в системе, а не от случая к случаю и не приказами и назиданиями. У неусидчивости есть свои причины: либо ребенку все ясно и потому неинтересно выполнять действие, либо материал, наоборот, слишком сложный, и он его не понимает.
Есть правила, которые помогут мамам и папам привить чадам ответственность и самостоятельность. Они лаконично сформулированы в книге отечественного психолога Юлии Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?». Первый момент. Если дитё не просит о помощи, то вам не стоит вмешиваться. Зачастую же происходит следующим образом: у ребенка что-то не получается, например, он не так складывает кубики или одежду в шкаф, – и вы стремитесь быстренько все скорректировать. Но малыш говорит: нет, мол, не лезь, я сам. И тут мама поступит мудро, если выполнит просьбу сына или дочки. Пусть кубики криво составлены, главное, что дети все делают сами.
Второе: если ребенок просит вас о помощи напрямую или жалуется, что у него ничего не выходит, либо отказывается доделать начатое, то ему обязательно нужно пойти навстречу. На это правило опирается психологический закон, который открыл наш выдающийся психолог Лев Выготский, - он назвал его «зоной ближайшего развития». Суть заключается в том, что родители показывают ребенку, каким образом что-то следует выполнять. Например, слова «убирай игрушки» звучат для него слишком общо: он не знает, как это сделать, чтобы было правильно, последовательно. Важно подчеркнуть, куда их убрать: «солдатики у нас живут в этой коробке, давай-ка их сюда сложим, у «лего» свой домик…». То же касается одежды.
Другими словами принцип выражается так: «Завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал со взрослым». После разъяснений родители постепенно делегируют ответственность сыну или дочери, и однажды, поверьте, вы увидите, что они справились самостоятельно.
Чтобы у школьника не возникли проблемы, о которых говорит мама в своем обращении, можно применять вышеозначенный принцип. Например, проиграть дома ситуацию «один день в школе», показать, как нужно собирать портфель, что взять на физкультуру (конечно, делать это не накануне учебного года, а минимум за шесть месяцев). Нужно все детально объяснить, чтобы малыш усвоил алгоритм поведения. И чем старше он становится, тем более сложные задачи ему следует поручать: научить пользоваться микроволновкой, ставить будильник. Очень важный момент: как в дошкольном, так и в школьном возрасте не забывайте хвалить ребенка за каждое достижение.

ФОТО ДМИТРИЯ АГАТИЯ

ntiamig newlogo radio