С Русланом Викторовичем мы встретились в его рабочем кабинете на газоперерабатывающем заводе, это была наша вторая встреча – первая прошла в марте 2019-го, когда в Ноябрьске объявили победителей конкурса социальных грантов программы «Формула хороших дел» компании «СИБУР».

С Русланом Викторовичем мы встретились в его рабочем кабинете на газоперерабатывающем заводе, это была наша вторая встреча – первая прошла в марте 2019-го, когда в Ноябрьске объявили победителей конкурса социальных грантов программы «Формула хороших дел» компании «СИБУР».

Позитивно мыслящие люди
Главный инженер – производственник до мозга костей. У нефтяников, например, можно встретить специалистов, которые по номеру скважины назовут ее суточный дебит. У газовиков в обязательном порядке знают станок, буривший искомый куст, добычу; у газопереработчиков – все, от слесаря до машиниста, скажут суточный объем газа, поступающего на завод, тип компрессора, его энергоемкость.
Лучше всего говорить со специалистами на одном языке. Однако последнее время журналистам все чаще приходится читать «Википедию»: например, понятие «дашборд», о котором рассказывал Руслан Федотов, означает «визуализация информации». Графики, диаграммы, таблицы – все формы, с помощью которых
систематизируются данные.
– В дашбордах «СИБУРа» по инновационным проектам специалисты нашего завода лидируют, – улыбается Руслан Викторович. – Инженерную мысль нельзя остановить. Если рационализатор перестает изобретать, то он скучает, ищет пятый угол – тоскует, одним словом.
Скучать Вынгапуровскому ГПЗ некогда, особенно, если вспомнить идею цифрового завода. Впрочем, обо все по порядку.

DSC 7952

Южно-Балыкский, Южно-Приобский
Это не просто названия газоперерабатывающих заводов в ХМАО, это этапы пути инженера Руслана Федотова.
– В марте 1997-го устроился на Южно-Балыкский ГПЗ (Пыть-Ях) слесарем второго разряда. Кстати, если брать во внимание тот стандарт, по которому сегодня в «СИБУР» принимают молодых специалистов, то вряд ли бы я прошел столь жесткий отбор.
Так думает не только Федотов. Заглянув на корпоративную страничку «Карьера», я ее тут же закрыла: среди требований к претендентам знания английского языка, компьютерных программ и прочие премудрости. Курсы повышения квалификации как минимум раз в полгода.
– В Тюменскую область я приехал с Полтавщины, в документе
об образовании значилось: техник-стоматолог, – удивляет меня Руслан Викторович. – Ко времени приезда на Север я отслужил год в армии и, подумав, решил сменить белый халат на бирюзовую спецодежду. Желание работать на производстве, настойчивость и поиск нового привели меня в «СИБУР».
Такие биографические кульбиты встретишь не у каждого собеседника, а тут еще и дата рождения у Федотова особенная – 29 февраля 1976 года.
– Записали в свидетельстве о рождении 1 марта, но в этом году я наконец смогу отпраздновать свой день рождения правильно: 2020-й – високосный год.
До следующего повышения по службе (должности механика) Федотов шел десять лет, время было такое – взвешенное.
– Нисколько не жалею, что я двигался по производственным ступеням шаг за шагом. Еще и наставник мне встретился толковый – Владимир Кочетков.
Тут же созрел вопрос: самому Руслану Викторовичу приходилось
быть наставником?
– Главный инженер всему заводу отец родной: за все отвечает, со всех спрашивает, – улыбается Федотов.
Однако нарциссизмом он не страдает, а если бывает строг, то в первую очередь к самому себе. Кстати, услышала от Руслана интересную формулировку – «дружеские пограничные отношения»: это когда дружишь с коллегой и не позволяешь в общении с ним панибратства и фамильярности, как, впрочем, и лицемерия с фальшью.
В 2006 году Руслан Федотов поступил на заочное отделение ТГНУ на специальность «Машинное оборудование нефтяных и газовых промыслов». В 2010-м перешел на работу механиком на Вынгапуровскую компрессорную станцию Ноябрьского ГПК. Вскоре его перевели на должность механика. Так Федотовы стали ноябрянами.
– Перевез семью: сына Романа и дочь Ольгу, их воспитанием занималась жена – Юлия Александровна, а я на производстве сутками пропадал. За четыре года вырос до начальника цеха. Но все случилось как в поговорке: «Партия (то есть «СИБУР») сказала: «Надо!», комсомол (Руслан Федотов) ответил: «Есть!»
Вынгапуровский завод – состав скоростной
Рядом с Ханты-Мансийском в то время строился Южно-Приобский ГПЗ (совместное предприятие с ООО «Газпромнефть-Хантос»). Вот туда срочно понадобились кадры.
– Годовая мощность Южно-Приобского газоперерабатывающего завода – один миллиард кубометров газа, Вынгапуровского ГПЗ – 4,2 миллиарда. Чувствуете разницу? – в разговоре даже риторические вопросы оказались к месту. – Через три года я вернулся на ВГПЗ, в декабре 2016-го, на позицию главного механика. Как раз жахнули морозы под минус 55 градусов, – вспоминает Руслан Викторович.
Температура падала так стремительно, что сразу оголились все слабые звенья. В людях Федотов не сомневался, тем более что 60 % работников он знал еще со времен первого захода на Вынгапур.
– На Вынгапуровском ГПЗ эффект от внедрения инновационных проектов в прошлом году составил более 200 миллионов рублей, – главный инженер по праву гордится местными Кулибиными. – Большой плюс в том, что у нас работают компрессоры с авиационными двигателями. Например, разница в потреблении энергии между Вынгапуровским и аналогичными заводами (где работают электродвигатели) заметна, при одинаковой загрузке она отличается в разы.

DSC 7968

Сверхзадача инженера Федотова
В феврале Руслану Викторовичу исполнится 44 года, его стаж в «СИБУРе» более двух десятков лет.
– Плох тот солдат, который не мечтает быть генералом, для меня эта поговорка – руководство к действию, – рассуждает Федотов. – Надо, чтобы способности совпадали с желаниями: ставить цель легко, реализовать трудно. Завершая одно, надо видеть другое, двигаться поступательно. Например, один инновационный проект реализован и эксплуатируется, другой в это время одобрен и запускается, а третий только проходит технико-экономическую экспертизу.
Образ «Цифрового завода» уже есть, идея положена на бумагу, целесообразность проекта доказана. Цель 2020 года – пройти процедуру ТЭО и определить стоимость проекта. Предполагается сканировать вторую (новую) очередь ГПЗ в 3D-проекции. Смонтировать виртуальную установку, по которой можно будет передвигаться, управлять производством, то есть воссоздать полную имитацию рабочего процесса. До конца текущего года планируется внедрение отдельных этапов «цифры», а в целом стоит задача научиться управлять производством дистанционно из любой точки мира. Компания непрерывно развивается: разрабатываются новые стратегии, техническое наполнение. Это большой университет, где теория неразрывно связана с практикой. И все же Руслан Викторович считает человеческий фактор непреложным условием успеха: можно родиться с гаджетом в руке, но как будешь использовать – это вопрос.
– Идеи надо просчитывать и выбирать верную тактику их запуска. Мой конек – логическое мышление, – резюмирует главный инженер Вынгапуровского ГПЗ.
P. S. Впереди газовиков и газопереработчиков ждут великие дела: набирает темпы строительство самого большого в мире Амурского ГПЗ, сырьем для него послужит природный газ Чаяндинского и Ковыктинского месторождений. Следом развернется Амурский ГХК (прерогатива «СИБУРа»), который будет принимать для переработки этановую газовую фракцию.

Фото Дмитрия Агатия

ntiamig newlogo radio