День гражданской авиации РФ совпадает с датой учреждения профильного совета: хотя пассажирские воздушные перевозки зародились в России еще в 1910 году, именно 9 февраля 1923 года в СССР официально появилась гражданская авиация.

День гражданской авиации РФ совпадает с датой учреждения профильного совета: хотя пассажирские воздушные перевозки зародились в России еще в 1910 году, именно 9 февраля 1923 года в СССР официально появилась гражданская авиация.

В ее задачи входила перевозка пассажиров, путешествующих по служебным или личным делам, почты и грузов. В 1932 году появился специальный флаг гражданской авиации, была введена форменная одежда и знаки различия для персонала.

Фото 1

Немного истории
Нынче у российской авиации вековой юбилей. Сам же праздник утвердили только в 2013-м, когда вышел соответствующий президентский указ. В этот день командиры воздушных судов поздравляют людей в салоне во время рейса, авиакомпании или аэропорты устраивают торжественные мероприятия. К дате причастны пилоты, бортпроводники, технические работники, благодаря которым в воздух ежедневно поднимаются сотни самолетов и вертолетов.
На Ямале шумно отметят столетие гражданской авиации. Главное событие, посвященное празднику, – официальное открытие нового терминала аэропорта в Новом Уренгое. В тестовом режиме он работает с 26 декабря, приняв за это время 80 тысяч пассажиров.

Фото 2 2

Журналистская удача
В начале этого года меня настигло профессиональное везение: мне достался экземпляр книги «Записки полярного авиатора», тираж которой составляет всего 500 экземпляров. Автор – бортмеханик вертолета Ми-8 Сергей Трикачев. Лично познакомиться с Сергеем Васильевичем мне не подфартило (хотя накоротке пересекались). По окончании Выборгского авиатехнического училища он был направлен в Мыскаменскую объединенную эскадрилью, где с февраля 1975-го по март 1978-го работал техником, затем техником-бригадиром участка трудоемких регламентов авиатехнической базы. После курсов переподготовки получил квалификацию бортмеханика вертолета Ми-8. Работал в 350-м летном отряде Мыскаменского объединенного авиаотряда.
В середине 1980-х случай привел Сергея в Ноябрьск, где он встретил летунов, с которыми начинал воздухоплавательную карьеру – так бывает в жизни, особенно в авиации. В октябре 1984-го Трикачев перевелся с Мыса Каменного во вновь создаваемое авиационное подразделение, до июня 1991-го работал в Ноябрьской объединенной авиаэскадрилье. Сергей Васильевич – бортмеханик первого класса, налет часов у него составляет более семи тысяч, из них свыше пятисот – ночью.
«Записки» – это триста страниц текста о людях, с которыми свела его судьба и работа. Это истории полярных авиаторов, уникальные черно-белые снимки семидесятых-восьмидесятых годов прошлого века, фото документов тех лет. Тридцать пять глав со звучными названиями, от которых веет вьюжными просторами: «Фактория Морды-Яха», «Мамонт с Гыдана», «НЛО в небе над Ямалом», «Ночь на Мысе Парусном» – географические точки оживают, обретают реальные очертания, отдают запахом мороженой рыбы, окутывают нежной овчиной зимних тулупов. От чтения становится тепло: словно слышишь спокойные интонации вертолетчиков в самые экстремальные моменты взлета и посадки, когда в салоне все дрожит и трясется. И знаешь: летающая стрекоза непременно справится.
Пролистываю страницу за страницей, разглядываю фотографии, в подписях к ним нет-нет да и промелькнут знакомые фамилии. А вот и заветное повествование, глава называется «Впервые в Ноябрьске»: «В декабре 1981-го был скомплектован экипаж – командир звена Анатолий Беловин, второй пилот Владимир Акимов, бортмеханик Сергей Трикачев, который должен был выполнить спецрейс: перевезти из Яр-Сале в Мегион ямальского прокурора. Прошли подготовку по новому маршруту: Мыс Каменный – Яр-Сале – Надым – Ноябрьск – Мегион. Поселок Ноябрьский – будущий город – встретил нас сильным морозом, минус 45. Сели на площадку, именуемую у летающих нефтяников-вахтовиков «Вертодромом дирекции».
Минуя технические подробности, хотела бы остановиться на описании автором «цивильного по меркам Севера строящегося города»: «Мы успевали только головами вертеть: такого не было нигде – ни в Амдерме, ни в поселке Тазовском, ни в районом центре Яр-Сале. Почта, мебельный магазин, улица Энтузиастов, Барский поселок… Вывеска на двухэтажном здании гласила, что это гостиница «Лесная». Потом была банька с веником, ужин, под разговоры и воспоминания скоротали вечер.

IMG20230130151654

«Огненный» сообщает
«Огненный» – позывной аэропорта Мыса Каменного. В советское время все аэропорты и аэродромы имели свой позывной. По сравнению с другими (Диксон – «Волкодав», Салехард – «Девица», Воркута – «Гнедой»), позывной «Огненный» был красив и романтичен». Слог у Трикачева образный, выпуклый, реально видишь картинку. Надеюсь, что «Записки» будут оцифрованы и найдут место на просторах интернета.
С волнением вчитываюсь в истории. Командира вертолета Ми-6 салехардского отряда Владимира Обливина я знала по его работе в частной авиакомпании «АвиаГарант», что открылась в начале девяностых в Ноябрьске. В книге описаны и другие мои знакомцы: Сергей Витер, Виталий Яровенко. Это уже в связи с увлечением Сергея Трикачева музыкой и видео. Экземпляр «Записок полярного авиатора» пришел ко мне с дарственной надписью: «Людмиле Бондыревой, журналисту ноябрьских СМИ, не понаслышке знающей работу пилотов на Крайнем Севере. С уважением к профессии и труду». И на прощание, читатель, вот такие строки Сергея – от сердца:
Приходит день,
Уходят с неба люди,
Но по ночам нам снится
высота…
Во сне мы в небо ввинчиваться
будем,
И прозвучит команда:
«От винта!»

В тему
Четвертого февраля в Государственном архиве ЯНАО откроется историко-документальная выставка «Небо Ямала». Основные этапы развития полярной авиации с 1930-х годов представлены в документах и архивных фотографиях. С 9 февраля можно будет посетить выставку «Крылья» в МВК имени Шемановского, а 12 февраля в рамках проекта «Ямальские встречи» – пообщаться в Национальной библиотеке ЯНАО с капитаном воздушного судна Дамиром Юсуповым.
В округе работают семь аэропортов, которые осуществляют отправку пассажиров, почты и грузов. Важными элементами транспортной инфраструктуры являются ведомственные аэропорты Ямбург, Бованенково, Сабетта и Утренний. На Ямале в 2022 году 15 авиакомпаний осуществляли перевозки по 50 направлениям. Округом субсидируется 42 межрегиональных и 30 межмуниципальных направлений, из них 28 – вертолетные.

Фото из архива Сергея Трикачева

Фото Дмитрия Агатия