Успех – это талант подкрепленный трудолюбием, усидчивостью и готовностью идти к своей цели.

Ученица детской школы искусств имени П.И. Чайковского Анна Кокоталкина в этом году шестой раз подряд становится получателем ежемесячной стипендии губернатора «За высокие творческие достижения».

Не корите меня, не браните

В учебный класс вошла ученица Ольги Кондрашиной. Хрупкая девушка поздоровалась и выверенными за годы учебы движениями стала готовиться к игре на домре, русском народном струнном инструменте. Как я позже узнала, она исполнила для нас одну из своих любимых обработок русской песни «Не корите меня, не браните».

Аня отрегулировала высоту специальной подставки, чтобы обеспечить удобную опору для инструмента, зажала межу большим и указательным пальцами крошечный медиатор, и ее рука запорхала над струнами, извлекая из них очень грустную мелодию. Под аккомпанемент фортепиано домра пела о разлуке, тоске и одиночестве. В глазах предательски защипало…

Я невольно удивилась той скорости, с какой девушка прикасалась к струнам, представила, какой силы и выносливости требует такая работа, сколько труда потребовалось, чтобы достичь подобной техники исполнения. Вскоре юный музыкант рассказала мне, что услышанный мной прием игры называется тремоло. Он позволяет играть громко, ярко и напряженно.

 

Любовь с первого звука

Сейчас Аня – солистка школьного оркестра русских народных инструментов, ансамбля домристов, лауреат всероссийских и международных конкурсов, исполнительница, на которую равняются юные музыканты. В 2018 году она стала лауреатом премии «За высокие творческие достижения молодым дарованиям Ямала сфере культуры и искусства». Список ее заслуг и наград только за последние два года с трудом умещается на листе офисной бумаги. Но девять лет назад, когда родители привели ее в школу искусств шестилетней девочкой, она не знала, какой инструмент ей выбрать.

– Мне хотелось играть на чем-то необычном, – вспоминает девушка. – В образовательном учреждении мы познакомились с моим будущим педагогом и завучем Ольгой Ильиничной. Она предложила мне поступить в класс домры. В тот день я впервые увидела этот инструмент, и он мне сразу понравился. Для меня исполнили небольшую пьесу. Она прозвучала интересно, и мне тоже захотелось научиться такой игре.

Мера таланта – ежедневный труд

За годы обучения школа искусств действительно стала для моей собеседницы вторым домом. Здесь ее ждет мудрый и терпеливый наставник Ольга Ильинична. Сюда девушка торопится после занятий в общеобразовательной школе. Стезя музыканта подарила ей радость общения с залом, знакомую лишь артистам, которые делятся своим искусством с публикой. О домре Аня говорит с большой нежностью.

– Струна поддается любым вариациям, с ее помощью можно изобразить смех, подражать звукам живой природы и другим инструментам, – рассказывает моя героиня. – Игра без медиатора, такой прием называется пиццикато, позволяет извлекать нежные, бархатные звуки из инструмента. Передать атмосферу волшебства помогают флажолеты. Это особый прием игры, подвластный только струнным. Он позволяет инструменту звучать таинственно и завораживающе.

У Ани плотное расписание. В нем нет места для праздного времяпрепровождения. Только так можно успевать на отлично и в общеобразовательной школе, и в школе искусств. Каждый день девушка отрабатывает различные приемы игры. Ее домашние занятия не похожи на мини-концерты. Это методичное и монотонное оттачивание техники исполнения. Часами под метроном, который отстукивает длительность звуков, моя собеседница шлифует каждую ноту, делая ее яркой и явственно слышимой.

Опыт от мастера к ученику

Не только награды, премии и стипендии мотивируют девушку расти профессионально. Не менее ценно для нее и признание коллег. Одним из значительных событий для Ани стал мастер-класс от педагога Академии имени Гнесиных Екатерины Мочаловой. Она выбрала девушку из более чем 50 участников окружного конкурса «Новые имена», который проходил в 2019 году.

– Я была безумно рада, – вспоминает моя героиня. – Нам выделили на занятие с Мочаловой 40 минут, но мы работали с ней полтора часа. Для меня это был бесценный опыт. Она рассказывала, как сделать звук глубже, открыла различные секреты техники исполнения. Показала, как играть быстро и качественно. Подсказала, какие произведения стоит готовить для конкурсных выступлений. Я получила много профессиональных советов, которые сейчас применяю на практике.

 

Конкурсы как часть обучения

Соревноваться в исполнительском мастерстве Аня стала еще в начальной школе, тогда отправилась на свой первый в жизни всероссийский конкурс детского и юношеского творчества «Роза ветров» в Ханты-Мансийск.

– На удивление я совершенно не волновалась, – вспоминает девушка. – Возможно, потому что в силу возраста не осознавала масштабности и серьезности происходящего. Для меня это было что-то новое и интересное. О победе или вознаграждении даже не задумывалась. Просто получала удовольствие от поездки, новой сцены, игры на инструменте и своего выступления.

Сегодня за плечами хрупкой ноябрянки такие солидные конкурсы, как Дельфийские игры России в 2017 году, международный конкурс «Теремок» в Санкт-Петербурге в 2019-м, на котором Анна стала лауреатом II степени, и много других, не менее значимых творческих событий. Одной из важных составляющих любого конкурса является возможность послушать других участников, пообщаться с ними и обменяться опытом.

Образование в школе искусств воспитало у Ани понимание музыки, способность оценить ее качество. При желании девушка может освоить игру на любом струнном инструменте, такую возможность ей дают приобретенные навыки и развитый слух. Также моя собеседница умеет играть на фортепиано и признается, что музыка в ее жизни будет присутствовать всегда.

– Очень приятно получать награды на конкурсах, – говорит Аня. – Похвала преподавателя бесценна, но для меня, как и любого музыканта, самой значимой остается оценка простого слушателя. Именно поэтому я особенно люблю выступать на фестивалях, куда приходит публика, чтобы получить удовольствие от искусства артистов.

Комментарий

Ольга КОНДРАШИНА, замдиректора по учебной работе ДШИ им. П.И. Чайковского:

– Как преподаватель я получаю огромное удовольствие от работы с Аней. Она сочетает в себе хорошие музыкальные данные, колоссальное трудолюбие, усидчивость, усердие и ответственность. Благодаря этим качествам ей удалось вырасти в техническом плане, на занятиях мы делаем акцент на совершенствовании выразительной стороны исполнения. Она уже освоила школьную программу, и сейчас я с ней работаю уже как со студенткой профессионального колледжа. У Анны соответствующий репертуар, с которым она справляется на должном уровне.

В последние два года девочка выросла в эмоциональном плане, стала более музыкальной. Она внимательно слушает себя, находится в постоянном творческом поиске. В свое время у нее был образец для подражания – Валерия Иваненко, которая сейчас продолжает обучение в Московском музыкальном колледже имени Альфреда Шнитке. Подкупает то, что теперь уже Аня является примером для начинающих учеников.

Фото Дмитрия Агатия

ntiamig newlogo radio