19 апреля, согласно Закону ЯНАО от 14 октября 1997 года № 41, является Днем работников средств массовой информации округа. Нынче мы отмечаем этот праздник уже в двадцать четвертый раз.

19 апреля, согласно Закону ЯНАО от 14 октября 1997 года № 41, является Днем работников средств массовой информации округа. Нынче мы отмечаем этот праздник уже в двадцать четвертый раз.

ЗАПЕЧАТЛЕВАТЬ МЕСТА, СОБЫТИЯ И ЛИЦА
Накануне означенной даты газетчики обычно публикуют очерки и зарисовки о своих коллегах. О тех, с кем съели пуд соли, об убеленных сединами мэтрах. Сегодня мы изменили традицию и представим материал в другом ракурсе: жанр оставим прежний, а герой – Юрий Здебский – оператор ТВ, наш коллега из единого информационного пространства НТИА «МИГ».
В свои 47 лет Юрий попробовал себя в роли репортера, фотокорреспондента и ведущего прямого эфира. Думаю, в эпоху конвергентной журналистики, когда ты «и швец, и жнец, и на дуде игрец», такие сотрудники на вес золота. Про них в нашей среде говорят: глаз – алмаз. Да и руки у Юрия Викторовича из нужного места растут: он дружит с электричеством и всякими мужскими инструментами – дрелью, перфоратором, прочими железками. А все оттого, что он северный ребенок.
Семья Здебских переехала в Ноябрьск в январе 1982-го, еще до присвоения ему статуса города. Жили в вагончике. В суровых условиях Крайнего Севера у деток ушки на макушке, особо расслабиться не получается: то мороз, то пурга, то метель и вьюга. Юра пошел в первый класс в школу № 3 (еще деревянную), а оканчивал уже девятую – в капитальном здании, расположенном в центре города. Потом учеба в училище № 39 по специальности «автослесарь», востребованной во все времена, но, может быть, не сильно творческой.
Работал Юрий не в каких-то липовых кооперативах, а в крепко стоящих на ногах коллективах: например, в УТТ-2 производственного объединения «Ноябрьскнефтегаз», где все водители асы, потом в УТВиКе, где бить баклуши тоже было некогда. Последние одиннадцать лет, до ухода в телеоператоры, Юрий трудился на трубной базе стропальщиком. Но как так получилось, что он взял в руки камеру?
– С детства я был фанатом фотографии. Приехали мы на Север из города Хмельника Винницкой области, там красивейшие места: озера, речки. Да еще старинный замок в окрестностях, было что поснимать, – Здебский показывает мне фотографии с телефона. – Начинал со «Смены», но быстро перешел к «Зениту». В Ноябрьске хватало фотолюбителей, мы собирались в бывшем Дворце пионеров (сегодня – Центр детского творчества), у нас даже членские билеты были. Так что всех снимающих в городе я знал. А еще, исходя из своего неуемного характера, много лет являлся внештатным сотрудников милиции: нравились мне суровые будни сыщиков. Году где-то в 2010-м было принято, что участковые инспекторы приходили на собрания жителей в школы, чтобы рассказывать о криминогенной обстановке в том или ином районе. Я тоже посещал эти собрания, снимал людей в погонах. На одной из таких встреч познакомился с оператором издательского дома «Благовест» Александром Ивановым. Пришел к нему на работу, попробовал взять в руки телекамеру. Получилось. Вот тогда я решил круто поменять жизнь, стать человеком творческим. Да и багажа тогда уже накопилось достаточно – жизненного опыта и фотографического мастерства.

2

КЛЮЧ С ПРАВОМ ПЕРЕДАЧИ
Вспоминая начало операторской деятельности, Юрий назвал фамилию журналиста, с которым ему пришлось работать в тандем,е – Артур Кабаневский (Сергей Алексин). Поскольку сюжеты у Артура были в основном на тему «человек и закон», то дуэт получился слаженный: Юрий в этом деле – охране общественного порядка – соображал.
– Через полгода перешел оператором в НТИА «МИГ», – минуя излишние подробности, продолжает коллега по цеху. – Волновался, потому что нужно было сдать экзамен после месячной стажировки. Помню свой первый сюжет на городском телевидении: Сергей Черный дал мне в руки камеру и сказал: «Иди снимай». Поехали мы с журналистом Оксаной Мельничук в центральную аптеку, что на улице Республики, отработали. Все получилось. На экзамене редактор НТИА «МИГ» Виктория Сычева задавала всем операторам вопрос: «Из чего состоит сюжет? Что должно быть снято?» В принципе, ответ я знал: существует крупный, средний и общий план. Делать раскадровку – самое легкое в операторской работе: 70 процентов – крупный план, 5-10 процентов – общий, остальное – средний.
О профессиональных операторских секретах Юрию рассказал его коллега Николай Береснев (сегодня Коля работает в центре досуга «Нефтяник»). Надо сказать, у Береснева, помимо знания фото- и операторского искусства, есть еще один талант – педагога. Объяснял он все понятно и доходчиво: на конкретных примерах – как надо и не надо. Пара Здебский – Береснев прекрасно работала с телевизионным краном, когда надо было снимать массовые мероприятия.
– Я пришел в «МИГ» в марте 2015-го, в мае мы снимали празднование семидесятилетия Победы в Великой Отечественной войне. Это были прямые включения с улиц, и мы с Колей тогда специально остались на генеральную репетицию праздника, которая проходила накануне. Заранее составили план съемок, – улыбается Юра. – С тех пор я постоянный «крановщик». Могу сказать, что изучил охват стрелы крана, умею работать с пультом и вообще эта техника мне нравится.

В ГАРМОНИИ С СОБОЙ И МИРОМ

Признаюсь: я внимательно присмотрелась к своему коллеге Юрию Здебскому только после его победы в городском конкурсе фотографий «Миг для каждого свой» в номинации «Ноябрьск в лицах». Мастерски захваченный объективом его фотокамеры Гарифыч – Рашид Гарифович Абдуллин, руководитель вокального ансамбля «Зарянка» центра досуга «Нефтяник», был настолько колоритен, что от фотографии нельзя было оторвать глаз. На снимке Здебского он предстал этакой загадкой, символом человеческого средоточия, думающего думку. Меня он настроил на философские размышления о быстротечности жизненного пути: похоже, это был как раз тот случай, когда уместно вспомнить фразу из «Фауста» Гете: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»
В прямом телевизионном эфире наставником Юры стала журналист Юлия Москалик. Он сам составлял вопросы, которые нужно было задать гостям в студии.
– Расширяется кругозор, ты учишься коммуницировать, общаться с собеседниками под софитами камер, – в словах Юрия Викторовича звучит удовлетворение от хорошо сделанной работы. – Быть универсалом важно. «Учиться, учиться и учиться!» – этот завет Ильича никогда не был лишним. А в наше время – особенно.

ФОТО ИЗ АРХИВА «СВ»

ntiamig newlogo radio