Имена многочисленных героев Великой Отечественной войны хранят современные архивы.

Каждая советская семья в середине 40-х ждала с фронта своего победителя. Многим довелось испытать горечь утраты.

ОНИ ЖИВЫ, ПОКА МЫ ПОМНИМ
Среди тех, кто не дожил до победного мая 1945 года, был мой прадед Дмитрий Харитонович Зиновьев, который ушел на фронт в 1941-м. Он сгинул в мясорубке первых военных лет, и детали его судьбы остались для нас неизвестными. Моей бабушке тогда было около восьми лет.
Сегодня, зная фамилию, имя, отчество, место проживания и наградные знаки, можно попытаться проследить фронтовой путь бойца и, если повезет, установить обстоятельства его гибели. Меня на такие поиски вдохновил автор волонтерского проекта «Семья в истории России» Федор Шабанов. Мы с ним познакомились в рамках встречи «Живая книга», которая состоялась на базе Интеллект-центра в Ноябрьске. Он рассказал о многочисленных интернет-ресурсах, позволяющих найти информацию о своих предках. Среди таких сайтов pamyat-naroda.ru, podvignaroda.ru и obd-memorial.ru.
С их помощью можно обнаружить интересные документы военных лет.
Мне пока удалось выяснить о своем прадеде совсем немного, а потому я восхищаюсь терпением и упорством Федора Анатольевича, который нашел и собрал воедино разрозненные воспоминания и архивные данные о родных людях. В его фронтовой летописи есть очень печальная история Ивана Романовича Холодова, которой он поделился с корреспондентом «СВ».

СОЛДАТСКАЯ ДОЛЯ
Солдат, о котором сегодня пойдет речь, родился в 1904 году в селе Черностное (Советский район Курской области).
– До войны Иван Романович Холодов работал на сахарном заводе в селе Пристень, где познакомился со своей будущей супругой Федорой Шабановой, младшей сестрой моего деда Никиты Степановича, – рассказал Федор Анатольевич. – В 1928 году Иван позвал ее замуж. В середине 30-х годов он пошел учиться на тракториста и своим примером увлек моего деда. В 1936-м две семьи – Холодовы и Шабановы – уехали в Северный Казахстан осваивать целину.
В начале войны мужчины ушли на фронт. Женщины остались работать и растить детей. На попечении Федоры Холодовой на тот момент были маленький сын Володя и старшая дочь Валя, которая все свое детство присматривала за малышами из двух семей. Именно ее воспоминания и рассказы, а также семейный фотоархив стали основой для выяснения судьбы красноармейца Ивана Холодова, который так и не вернулся домой. Он пропал без вести, и родные не знали точно, жив он или погиб. Федора Степановна больше не вышла замуж. Она всю жизнь ждала супруга.
– Пусть бы даже он не вернулся к нам и создал другую семью, но лишь бы был живой, – иногда говорила она своей дочери Вале.

ФАМИЛИЯ В СПИСКЕ
Пролить свет на судьбу Ивана Холодова удалось моему собеседнику Федору Шабанову. Именно он смог найти братскую могилу, в которой среди 834 солдат покоится и муж его двоюродной бабушки. Поиски он начал с обобщенного банка данных «Мемориал» (коротко – ОБД «Мемориал»). В настоящее время этот ресурс содержит почти 17 миллионов цифровых копий документов и 20 миллионов именных записей о потерях Красной врмии в Великой Отечественной войне. Там можно найти места захоронения более чем пяти миллионов солдат и офицеров.
– В банке данных «Мемориал» имеется запись о смерти Холодова. Его фамилия указана среди перечня бойцов, похороненных в братской могиле, под номером 776, – рассказал Федор Шабанов. – В именном списке безвозвратных потерь личного состава 7-й гвардейской механизированной бригады 3-го гвардейского мехкорпуса за ноябрь, декабрь 1942 есть запись под № 364, в которой сказано, что Иван Романович Холодов, красноармеец, стрелок, беспартийный, убит 24 ноября 1942 года в бою у деревни Мариновка Сталинградской области. Описание событий, которые разворачивались в те дни в районе Мариновки, я нашел в книге «От Волги до Балтики. Очерк истории 3-го гвардейского механизированного корпуса: 1942-1945», написанной бывшим политруком Александром Самсоновым.
Освободить населенный пункт, в районе которого в конце осени погиб Иван Холодов, удалось лишь в ночь с 10 на 11 января 1943 года. Очевидцы вспоминают, что склоны холмов были залиты кровью, усеяны изуродованными телами погибших, кругом из земли торчали обугленные остовы искореженной техники. Да и сама Мариновка лежала в руинах. Навстречу победителям из развалин выходили грязные и исхудавшие местные жители. Каждый год их потомки собираются около памятника в центре села: там находится братская могила погибших солдат (где покоится и прах Ивана Романовича), чтобы почтить их память минутой молчания.

НАВЕКИ ПОД СТАЛИНГРАДОМ
Новостью о находке Федор Анатольевич поспешил поделиться с тетей Валей, дочерью Ивана Романовича. Ей к тому времени исполнилось 72 года. Вскоре женщины не стало, но незадолго до смерти она успела повидаться со своим племянником. Взяв внеочередной отпуск, он на несколько дней прилетел к своей тете. Это время они провели в беседах и воспоминаниях. Рассказ о судьбе отца Валентины Ивановны был горьким, но позволил дописать важную страницу семейной летописи. За это родственница была благодарна моему сегодняшнему собеседнику. Ведь потомки защитников должны знать историю своих предков, помнить их подвиг и жертву.
– Моему деду Никите Шабанову посчастливилось вернуться домой в победном сорок пятом, а Иван Холодов навеки остался в сорок втором, – закончил свой рассказ Федор Шабанов.

ФОТО ИЗ АРХИВА ФЕДОРА ШАБАНОВА

ntiamig newlogo radio