Ветеран МВД Виктор Фисанов продолжает нести службу даже в отставке

Те, кто посещает бассейн «Аляска», часто могут видеть там пожилого подтянутого мужчину в костюме с элегантно подстриженными, как у Кларка Гейбла, усами. Это Виктор Фисанов – ветеран МВД, подполковник милиции в отставке.

Партия приказала

Виктор Петрович работает в бассейне охранником, хотя мог бы этого и не делать: он уже давно на пенсии. Однако в свои 74 он бодр, активен и сидеть дома категорически не желает. Покидать Север тоже вроде бы не собирается. Говорит, здесь его дом, друзья, футбольная команда отдела МВД, которую он уже много лет тренирует. А вот корни Фисанова остались на Украине.

Небольшой городок Коростень, что в Житомирской области, имеет более чем 1300-летнюю историю. Древние скалы, на которых он расположен, помнят, как столицу древлян осаждала княгиня Ольга, как жгли дома и угоняли жителей в рабство орды Батыя, как хозяйничали здесь польско-литовские паны. В Коростене прошли детство и юность Виктора Фисанова, здесь же началась его взрослая жизнь. В школе подросток профессионально занимался футболом. Объездил со своей командой почти все страны социалистического лагеря. Как и большинство советских парней, после школы пошел в армию. Попал не куда-нибудь, а в легендарную псковскую дивизию ВДВ. Там его как классного футболиста определили в спортроту. И снова бесконечные поездки на соревнования, включая заграничные туры. Ведь части Советской армии тогда стояли и в сопредельных с СССР государствах.

Перед ответственными соревнованиями командир части лично вызывал к себе игроков и инструктировал в присущей военным людям манере:

– Победите – всем десять суток отпуска дам. Проиграете – на кухне сгною!

Что касается первого пункта, то слово свое всегда сдерживал.

После армии Виктор пошел работать на железную дорогу помощником машиниста. Как человек с активной жизненной позицией вступил в коммунистическую партию – единственную политическую организацию, в которую граждане СССР могли вступать. Возможно, со временем Фисанов стал бы классным машинистом, а может, и большим железнодорожным начальником, но судьба распорядилась иначе. Однажды его вызвали в партком и предложили пойти работать в милицию: по разнарядке от их предприятия в органы нужно было набрать пять человек.

– А если я не хочу? – осмелился возразить молодой человек.

– Что значит «не хочу»? Ты коммунист! И тебе партия оказывает доверие.

Это был аргумент, с которым в те времена спорить было не принято.

Так Виктор Фисанов попал в ряды советской милиции. В составе отряда патрульно-постовой службы охранял правопорядок в родном Коростене. Говорит, поначалу служба ему очень не понравилась. Да и зарплата была намного ниже, чем на ЖД. Но постепенно как-то втянулся, привык. Окончил Киевскую высшую школу милиции, получил офицерские погоны, стал оперативным сотрудником.

Громкое дело

– Коростень – город маленький, все друг друга знают, – рассуждает собеседник. – Вот представь: в детстве ты с кем-то в одном классе учился, вместе во дворе по чердакам лазали, а потом он в бандиты подался, а ты – в милицию. И как его арестовывать, сажать? В этом плане, конечно, было тяжело. Но, с другой стороны, и легко: весь преступный мир у меня как на ладони был.

Кстати, именно последнее обстоятельство однажды помогло Фисанову быстро раскрыть громкое дело. В городе ограбили женщину – депутата Верховного Совета СССР. Утащили сумку с деньгами и документами. Разразился жуткий скандал. К делу подключились КГБ, обком партии, министерство внутренних дел. И вот, пока большие начальники ломали голову над планами оперативно-розыскных мероприятий да грозили нижестоящим сотрудникам «сгноить на кухне», Фисанов решил действовать. Интуитивно он догадывался, кто из местной шпаны мог совершить преступление. Съездил в гости к одному своему другу детства, который после школы свернул на кривую дорожку.

– Захожу к нему домой. Он пьяный, спит, – продолжает рассказ ветеран милиции. – Я хотел подушку из-под него вытащить, беру, а она хрустит. Оказывается, он украденное туда спрятал.

Как это часто бывает, все заслуги приписали себе большие начальники. Они получили и повышение, и новые звезды на погоны, а Фисанов – только наручные часы отечественного производства.

Пепел Чернобыля

26 апреля 1986 года случилась страшная авария на Чернобыльской АЭС – ее последствия не преодолены до сих пор. Коростень находился всего в сотне с небольшим километров от места катастрофы.

Поначалу жители не замечали никаких патологий, но со временем у кого-то развилась слабость, сонливость, у кого-то начала болеть голова. У дочери Фисановых Вики часто шла носом кровь. Население города, хоть и запоздало, начали эвакуировать в безопасные регионы. Разумеется, это не касалось полиции и других экстренных служб.

3 мая городской отдел внутренних дел был поднят по тревоге. Ряд сотрудников, включая Фисанова, были отправлены в зону заражения. Виктору досталось охранять какие-то склады в непосредственной близости от станции. Ликвидаторов четко проинструктировали: никуда, помимо установленных маршрутов, не ходить, ничего с земли не поднимать. Тех, кто по любопытству или беспечности нарушал инструкции, уже давно нет в живых. А еще разрешалось… пить водку: алкоголь-де выводит радиацию из организма. Собеседник говорит, что бойцы покупали самогон у деревенских бабулек, которые не захотели эвакуироваться.

Отряд полицейских из Коростеня пробыл в зоне 12 дней, потом его вернули домой. В городе было тревожно и небезопасно. Кого-то эвакуировали, кто-то спешно уезжал сам. Фисановы прожили дома еще несколько месяцев, только после этого глава семейства принял решение переселяться.

В Ноябрьске в те годы жили и работали многие выходцы из Коростеня – вот туда Виктор и решил перебраться. Вначале поехал один – на разведку.

– Был январь 1987 года. Я прилетел в пальтишке на рыбьем меху и такой же шапчонке, а здесь минус 50, – вспоминает собеседник. – Но ничего, земляки меня встретили, посадили в машину. Первое, что меня поразило, – какой белый и чистый здесь снег. На Украине я такого не видел…

Конечно, в городской отдел милиции требовались опытные сотрудники, и соответствующее предложение он получил сразу. Вот только со старого места службы его никак не хотели отпускать. Говорит, полгода документы не отдавали, предлагали высокие должности, но Фисанов решение не изменил – в конце концов, здоровье близких дороже.

Безупречная служба

В ноябрьском отделе милиции ему дали должность старшего участкового. В новом коллективе капитан быстро освоился, заработал уважение и авторитет. Вскоре ему присвоили звание майора, назначили заместителем начальника службы участковых уполномоченных, а впоследствии и начальником.

полиция 1

Девяностые годы в России запомнились разгулом криминала. На фоне других городов Ноябрьск выглядел более-менее благополучно: правоохранительным органам удавалось контролировать ситуацию. Однажды, вспоминает ветеран, криминальные воротилы решили поставить в наш город «смотрящего» из Сургута. В милиции узнали, когда и на какой машине авторитета повезут на «инаугурацию» и «ласково» встретили на Карамовском посту. Бойцы ОМОНа вытащили его из машины, уложили лицом в снег:

– Ты чего здесь забыл?

– Ребята, да я просто так, погулять еду.

– Вот и гуляй в обратном направлении!

А в 2000 году Фисанов по горячим раскрыл убийство. Женщина по пьянке зарезала сожителя и скрылась.

– Я в тот день был ответственным по городу, – рассказывает экс-милиционер. – Говорю своим сотрудникам: «Переоденьтесь в гражданское и идите на квартиру, ждите». Там ее и взяли.

За безупречную службу у Виктора Фисанова много наград. Есть даже грамота министра внутренних дел. В 2008 году начальник службы участковых Ноябрьского УВД (тогда отдел был управлением) вышел в отставку. Просили остаться, но говорит, устал. Одно дело, когда только за себя отвечаешь, другое – когда много подчиненных.

Оказавшись на пенсии, наш герой ни дня не сидел без дела. Как мы уже упоминали, продолжил тренировать футболистов, а еще возглавил службу безопасности в одном из сетевых супермаркетов. Да так наладил дело, что случаи мелкого воровства с его приходом практически свелись к нулю. Потом тот супермаркет закрылся, на его месте открылся другой, но Петрович уже не захотел там оставаться.

– Девочка-продавщица чепчик забыла надеть, я должен ее за это оштрафовать. А у нее и так зарплата копеечная. В общем, не хотел я в этом позоре участвовать, – говорит Фисанов.

Сегодня он следит за безопасностью посетителей бассейна и своей работой доволен. Годы службы вспоминает с ностальгией и часами может рассказывать детективы из собственной практики. Все-таки не зря Фисанов когда-то сменил железнодорожную форму на милицейскую.

Фото из личного архива Виктора Фисанова.

 

ntiamig newlogo radio