В округе реализуют комплексный план по созданию специальных условий получения общего и дополнительного образования для учеников с инвалидностью.

В округе реализуют комплексный план по созданию специальных условий получения общего и дополнительного образования для учеников с инвалидностью.

О положении дел в этой сфере рассказала председатель комитета Законодательного Собрания ЯНАО по социальной политике Надежда Гудкова во время очередного заседания Совета законодателей Тюменской области, ХМАО и ЯНАО, которое прошло в формате видеоконференции.

ЗАБОТА О МАЛЫШАХ
В системе образования автономного округа сегодня числится 1 735 детей-инвалидов. Сюда включены малыши от рождения до трех лет, для которых создана сеть ранней методической, диагностической и консультативной помощи на базе дошкольных организаций. Для этого на Ямале функционирует 15 межведомственных и 50 внутриведомственных служб ранней помощи детям и их родителям. В 2020 году оказано более 5,5 тысячи услуг почти 600 семьям.
В округе работают группы кратковременного пребывания, центры игровой поддержки раннего развития детей, консультативные пункты, лекотеки (занятия с логопедом, дефектологом, психологом), организовано домашнее обучение, ведется просветительская и клубная деятельность. В учреждениях дошкольного образования созданы группы комбинированной и компенсирующей направленности, в которых обучается 2 600 детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), из них 386 – инвалиды.

ВОЗМОЖНОСТЬ УЧИТЬСЯ
В школах по адаптированным программам образование получают более 3 500 учеников, 560 из них имеют статус «ребенок-инвалид», работают инклюзивные классы, в которых обучаются около 2,2 тысячи детей. На Ямале открыт 231 специальный коррекционный класс, где занимаются больше 1 650 учеников. Кроме того, в системе образования функционирует 117 классов для детей с умственной отсталостью. На дому обучаются около 400 школьников с инвалидностью.
Для тех, кто по состоянию здоровья не может посещать школы, организовано дистанционное образование. Для этого приобретено оборудование, аппаратно-программные технические средства, организованы центры в Салехарде, Новом Уренгое, Ноябрьске, Муравленко, Лабытнанги, Надымском районе. Обучение проходит с использованием сетевых и кейс-технологий. На такой форме обучения находятся около 80 детей-инвалидов, каждый занимается по индивидуальному учебному плану. Таким образом, происходит педагогическая реабилитация и социальная адаптация детей в современном обществе.

НЕ ТОЛЬКО НАУКИ
На Ямале продолжает развиваться система дополнительного образования, услугами которой пользуются более 80 % детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет. Кроме того, во всех учреждениях созданы условия для занятий адаптированной физической культурой и спортом. Детям-инвалидам предоставляются спортивные залы, кабинеты ритмики, тренажерные залы, бассейны.
По итогам реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» обновлена инфраструктура в коррекционных школах Ноябрьска и Нового Уренгоя. Приобретено современное оборудование для предмета «технология», коррекционных занятий и дополнительного образования детей. В созданных мастерских ученики могут получать навыки в швейном и столярном деле, фотографии и других направлениях.
Прием абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью ведут пять организаций профессионального образования и два филиала. В этом году в них обучается 107 особых студентов.
В рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» для учащихся этой категории на Ямале ежегодно проводится региональный этап национального чемпионата «Абилимпикс». В 2020 году 150 победителей окружного конкурса приняли участие во всероссийских соревнованиях.

Абилимпикс 1 1

Абилимпикс 3

КОММЕНТАРИЙ
Надежда Гудкова, депутат Законодательного Собрания ЯНАО:
– Право на образование, его общедоступность и бесплатность в нашей стране гарантированы Конституцией России. В Ямало-Ненецком автономном округе система образования для детей-инвалидов развита, и, на мой взгляд, реализации программы «Доступная среда» уделяется самое пристальное внимание. В общеобразовательных, дошкольных организациях, учреждениях профессионального образования дети-инвалиды интегрированы в коллективы. Очень важно, чтобы они обучались и развивались вместе со всеми. Только в таких условиях мы можем обеспечить соблюдение их прав, гарантированное основным законом.
Считаю, что в системе образования округа, начиная с ранней помощи и заканчивая профессиональным образованием, дети-инвалиды пользуются своими правами в полном объеме. У нас есть специальные коррекционные школы, в которых в рамках нацпроекта «Образование» и федерального проекта «Современная школа» приобретено новое оборудование именно для таких детей. В итоге они могут получать и основное образование, и дополнительное.
Очень важно, что дети получают профессиональную ориентацию и самореализуются. Это путевка в дальнейшую жизнь.

 ФОТО ИЗ АРХИВА «СВ»



ntiamig newlogo radio