В конце 70-х годов поселковое отделение милиции возглавлял майор, а уж потом милицейские начальники были сплошь полковники. Имена первых хранят архивные папки, хотя еще остались в городе старожилы, которые помнят майора Павла Бузнякова, полковников Александра Белоброва, Вениамина Попова, Марата Бикбулатова.

В конце 70-х годов поселковое отделение милиции возглавлял майор, а уж потом милицейские начальники были сплошь полковники. Имена первых хранят архивные папки, хотя еще остались в городе старожилы, которые помнят майора Павла Бузнякова, полковников Александра Белоброва, Вениамина Попова, Марата Бикбулатова.

Как навести в стране порядок
Марат Минисламович руководил милицией в лихие девяностые: с развалом СССР на Север хлынули переселенцы из ближнего зарубежья, со всех ставших враз самостийных и «незалежных» государств. У Бикбулатова путь в Ноябрьск пролегал через Салехард и Надым.

Служба в органах МВД началась у нашего героя в марте 1973 года, когда назначенный на должность помощника оперативного дежурного по окружному отделу внутренних дел (г. Салехард) Бикбулатов заступил на свое первое дежурство. Пять десятков лет тому назад окружная столица выглядела немного иначе: весь окружной отдел милиции помещался в двухэтажном строении на улице Мира, 9.
Наставник старшины Бикбулатова старший лейтенант Николай Сметанин знакомил младшего товарища с премудростями милицейской службы. Марат осваивал азы работы помощника дежурного: брал объяснения у доставленных, выезжал на вызовы, разбирался с семейными дебоширами, сопровождал осужденных на этап к теплоходам и поездам, обеспечивал порядок на танцах в старом здании окружного дома культуры. В один из вечеров в районе ресторана «Север» неустановленный преступник сорвал с гражданки меховую шапку. Дежуривший в те сутки Бикбулатов, подробно опросив женщину, установил приметы преступника: в течение ночи грабитель был задержан на улице Сенькина в одном из притонов. Так рождался сыщик, с тех пор профессиональное чутье редко его подводило.
Бикбулатов внимательно присматривался к работе следователей, инспекторов уголовного розыска, участковых. Николай Сметанин, понимая, что его подопечный достиг определенного профессионального уровня и что ему тесно в старшинских погонах, обратился к руководству с просьбой обратить внимание на перспективного милиционера. Предложение последовало быстро.
В семидесятые годы прошлого столетия на весь мир гремела слава Медвежьего газового месторождения. Ударными темпами возводился Надым, и созданный городской отдел внутренних дел испытывал трудности с профессиональными кадрами. Марату было предложено перевестись туда на должность участкового инспектора милиции.
1974 год стал для него особенным, поворотным в судьбе. Бикбулатов прибыл на новое место службы на должность участкового инспектора. Получил офицерское звание «младший лейтенант», и в том же году поступил на первый курс Омской высшей школы милиции МВД СССР.
Надым поразил его обилием жилых вагончиков, балков, раздвижек, бочек. Редкий день обходился без поножовщины или мордобоя. От одного балка к другому привычно натаптывал Марат выбранную тропку, и помехой этому не были ни дождь, ни снег. Через год он знал жителей в лицо. Шло время. Народ видел его старания и понимал, что добросовестный участковый работает для них: его зауважали, стали доверять, делиться информацией.

Где герой повествования пересекся с автором
- В июле 1982 года я в числе кандидатов от Ямало-Ненецкого окружного отдела внутренних дел был зачислен на первый курс Тюменского факультета Омской высшей школы милиции. На период установочных лекций нас разместили в корпусе учебного центра УВД, и там в фойе первого этажа на самом видном месте была размещена Доска почета с фотографиями выпускников-курсантов, с отличием окончивших курсы первоначальной подготовки. Мне запомнился один из снимков, с которого на абитуриентов смотрел молодой худощавый, черноволосый старшина. Подпись под фото гласила: «Участковый инспектор Надымского ГОВД Марат Бикбулатов».
- До нас на Ямале в милиции не было наработок по охране правопорядка в условиях возведения в кратчайшие сроки нефте- и газодобывающих комплексов, - вспоминал много лет спустя Бикбулатов. - Все это строилось и возводилось в суровых условиях Крайнего Севера. Мы наработали бесценный опыт, который затем применялся милицией при развитии других территорий. Горжусь, что причастен к когорте первопроходцев.
Послужной список Марата Минисламовича в Надыме короток: начинал участковым, отработал в службе шестнадцать лет, дослужился до начальника отделения.
В 1990 году ему предложили повышение: должность заместителя начальника Ноябрьского ГОВД по службе (по современной штатной расстановке - должность начальника милиции общественной безопасности). Служить в городском отделе внутренних дел нефтяной столицы округа, которым руководил тогда Вениамин Георгиевич Попов (тоже выходец из Салехарда), сотрудники считали за честь.

Причастен к когорте профессионалов
Автомобильная дорога, железнодорожная станция (даже две: Ноябрьск-1 и Ноябрьск-2), воздушное сообщение – эти транспортные привилегии позволяли жителям чувствовать себя частью большой цивилизации. А еще в окрестностях Ноябрьска разрастался дачный поселок «Мечта», климат был помягче, чем в Новом Уренгое. Все это сформировало в южном форпосте Ямала особый жизненный уклад.
Впрочем, в девяностые годы и сюда проник криминал: северяне на себе прочувствовали и рынок, и базар. Случилось это сразу после того, как закрытые города - плацдармы стратегических отраслей - распахнулись для разного приезжего люда, а не только для газовиков и нефтяников.
Марат Бикбулатов с головой уходит в работу. Учитывая серьезность ситуации в городе с обеспечением охраны общественного порядка, был создан совет по оказанию помощи милиции, который возглавил глава администрации Александр Бусалов. В совет вошли руководители предприятий и организаций. Было принято единственно верное решение: в деле борьбы с преступностью органам внутренних дел оказывать полную и всестороннюю помощь.
Бикбулатов сумел доказать необходимость увеличения штатной численности милиции, из бюджета были выделены деньги на содержание трех рот: патрульно-постовой службы, дорожно-патрульной и вневедомственной охраны. Еще был создан внебюджетный фонд «Правопорядок», куда компании отчисляли средства. Стало больше постов и маршрутов, появилась возможность быстро реагировать на оперативную обстановку, сократилось время прибытия патрулей на места происшествий. Так общими усилиями удержали город от бандитского беспредела.
Тогда же своевременно был образован отдел по борьбе с организованной преступностью при УВД автономного округа. Местом его дислокации был Ноябрьск, а возглавил созданную службу подполковник милиции Николай Иванович Коноплин.

777989

Полковничья папаха как шапка Мономаха
В 1994 году Марат Минисламович возглавил коллектив. Наступали тяжелые времена – безденежье, бартер, натуральный обмен: у сотрудников милиции долг по зарплате достигал трех месяцев. Марату Бикбулатову тогда доставалось, его рабочий день начинался и заканчивался в мэрии.
Цель хождения во власть была одна – изыскивать средства. Город, насколько было возможно, пополнял подразделения новыми автомобилями, на смену старым советским радиостанциям пришли невиданные доселе «моторолы» и «кенвуды», для экспертно-криминалистического отделения одной из первых в области была приобретена автоматизированная дактилоскопическая система «Папилон». Бикбулатова в коллективе любили и уважали. Однако в марте 2000-го неожиданно для всех сотрудников Марат Бикбулатов уходит на заслуженный отдых: на милицейской службе, которая длилась ровно 27 лет, он решил поставить точку.
После выхода на пенсию Марат Минисламович работал заместителем генерального директора акционерного общества «Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз» по социальным вопросам. И вновь к нему за помощью шли люди, в первую очередь по вопросам трудоустройства: он помогал коллегам по службе, которые часто по независящим от них причинам оставались не у дел. В городе все знали, что Бикбулатов поможет. Такой он человек.

Сергей ДЕНИСОВ

Фото из архива отдела МВД по г.Ноябрьску
Фото из архива автора

ntiamig newlogo radio