X20A1313

Татьяна Тютюнникова признана учителем года в Ноябрьске

 

Какими качествами должен обладать человек, которым восхищаются не только молодые коллеги, но и ученики? Что нужно для того, чтобы стать мудрым и авторитетным наставником?

Ответы на эти вопросы стали очевидны после беседы с Татьяной Тютюнниковой, учителем русского языка и литературы школы №12. Как выяснилось, быть учителем – это работать в режиме 24/7, дисциплинировать в первую очередь себя и воспринимать каждого ученика как родного ребенка.

Как все начиналось

На вопрос, почему она выбрала профессию педагога, Татьяна Александровна отвечает:

– У меня был хороший пример, и я с благодарностью вспоминаю своих школьных наставников. Многое дала мне первый учитель Людмила Григорьевна Андрущенко. Я считаю, основы закладываются именно в начальной школе – любовь к учению, к труду.

Татьяна Тютюнникова росла и училась в поселке Пуровске, недалеко от Тарко-Сале. Детство и юность прошли в советские годы, и ей довелось побывать и октябренком, и пионером, и даже секретарем комсомольской организации в институте.

В старших классах Татьяне нравилось обучать чтению и письму свою младшую сестренку. У девочек была импровизированная доска, которую «учительница» не ленилась каждый раз натирать сахарной водой – чтобы мел оставлял четкие линии. Младшая изо всех сил старалась быть примерной ученицей.

X20A1304

И все-таки филология

Когда встал вопрос о поступлении, Татьяна даже не рассматривала других вариантов, кроме педагогического института. Вот только сначала она видела себя учителем математики, а не русского языка.

– Неслучайно математику называют царицей наук. Заложенные в ней логика и четкость упорядочивают жизнь, – уверена Татьяна Александровна. – Математика не просто развивает умение считать, но формирует особый стиль мышления.

Однако в педагогическом вузе в Тобольске, куда приехала поступать абитуриентка из Пуровска, не было чисто математического направления. К физике и информатике по ряду причин у девушки не лежала душа. Оставался один путь – филология.

С решением Татьяны был полностью согласен классный руководитель Владимир Николаевич Ульянов. Он приехал в Тобольск, чтобы поддержать своих выпускников. Кроме Татьяны, еще человек восемь из ее класса решили посвятить себя педагогике.

У медалистки Татьяны был шанс поступить по упрощенной схеме. Для этого достаточно было сдать на пять первый экзамен – сочинение. Девушка была уверена в успешном результате, но… экзаменаторы поставили четверку.

Классный руководитель посоветовал ученице бороться за справедливую оценку, и вместе они составили апелляцию. Но вместо аргументированного пояснения лишь услышали: «Посмотрим, чего стоит ваша медаль». Вероятно, вузовские преподаватели хотели послушать ответы медалистки на двух следующих экзаменах.

Русский язык устно и историю Татьяна сдала блестяще. Не помешал даже тот факт, что билеты она не учила, поскольку изначально готовилась к математике. Медаль оправдалась, как и ожидания классного руководителя и учителя русского языка Владимира Николаевича.

Типичный вуз начала 90-х

Интересно, что в те годы иностранный язык не пользовался популярностью у поступающих. Тех, кто не прошел на русскую филологию, уговаривали пойти на иняз.

– А потом уже мы завидовали им: пока мы сидели в библиотеке, они ездили за границу на практику, – улыбается Татьяна Александровна.

Вузовская библиотека тех лет заслуживает отдельного внимания. Чтобы прочитать произведение, приходилось записываться в очередь. Некоторые книги из читального зала выносить запрещалось, и студенты днями напролет проводили время в окружении книжных полок.

X20A1262

Учитель года – 1998

Ровно 25 лет назад Татьяна Тютюнникова уже становилась учителем года, только не в Ноябрьске, а в Омске. Именно там, в школе №103, началась ее педагогическая карьера. И теперь уже не «учительнице» перед младшей сестренкой и не стажеру на практике, а мудрому наставнику предстояло нести свет знаний и… груз ответственности.

Школа – это путь, который осилит далеко не каждый идущий по нему педагог. Многие сдавались, сходили с дистанции. Для кого-то груз ответственности оказывался слишком тяжел, у другого свет знаний не выдерживал атаки детской непосредственности на уроках.

У Татьяны Александровны хватило душевных сил, такта, твердости характера удержаться на этой дороге. Ей поверили и за ней пошли ученики. Кстати, из 23 ее первых выпускников 16 выбрали профессию педагога.

Им было с кого брать пример. Уже на четвертый год работы в школе Татьяна Тютюнникова с подачи директора решилась принять участие в престижном педагогическом конкурсе и победила в номинации «Молодой учитель года».

– Участие в нем разрушило мои стереотипы о том, что в одну реку нельзя войти дважды, – признается Татьяна Александровна.

Но осталась ли прежней река? Много воды утекло… В далеком 1998-м победительницей стала молодая, дерзкая, не знающая сомнений девушка. Сегодня учителем года признан мудрый, опытный, понимающий наставник.

X20A1249

Школа дисциплины

Дисциплина должна начинаться с себя, уверена Татьяна Тютюнникова. В полной мере она прочувствовала смысл этих слов, пока вела уроки в кадетском корпусе Омска.

– По содержанию программа там такая же, как в обычной школе. Но по форме проведения все намного строже, – рассказывает учитель.

Воспитанники должны весь урок сидеть с ровной спиной, нельзя принимать расслабленную позу. Обращаться к ним нужно было строго: «кадет Иванов», а не «Женечка» или «Ванечка».

Требования к учителю были не менее суровыми, чем к кадетам. К каждому занятию Татьяна Александровна готовила конспект. В отдельной колонке был отражен хронометраж урока. В первый год работы в кадетском корпусе к ней на занятия приходил начальник учебной части и замерял секундомером, укладывается ли она в заявленное время.

Если время не соответствовало, с педагогом проводили беседу. Ей говорили: «Если вы не можете организовать себя, как вы будете воспитывать дисциплину у кадетов?»

– Я была молодая и не понимала, как возможно уложиться в четкий регламент на уроке литературы, – признается Татьяна Александровна. – Но со временем осознала, что умение организовывать себя дорогого стоит. Когда учитель дисциплинирован сам, у детей на уроке нет времени отвлекаться.

В потоках информации

Задача учителя – продумать, чем будет занят на уроке каждый ученик. Особенно важно это сегодня, в современной школе, считает Татьяна Тютюнникова.

– В вузе нам рассказывали, что ребенок подобен чистому листу. И от преподавателя зависит, что будет в итоге написано на этом листе. Но сегодня все изменилось, – делится наблюдениями учитель. – Современные дети очень много знают. Другое дело, насколько соответствуют действительности сведения, взятые из интернета.

Если раньше учитель был источником знаний, то теперь так происходит далеко не всегда. И это хорошо, считает Татьяна Александровна, поскольку в споре рождается истина.

Сегодня педагог не столько предоставляет факты сам, сколько помогает добыть их, дополняет, объясняет важность. Показывает ребенку, как применять знания быстро и качественно. Учитель, подобно кормчему, помогает детям справляться с потоками информации и не дает в них утонуть. Под его руководством не страшно и нырнуть в глубины этих потоков, чтобы во всей полноте увидеть картину мира.

X20A1324

Обратная сторона балета

Две дочери Татьяны Александровны не пошли по стопам мамы. Почему? Она объясняет просто: быть учителем – это призвание.

В институте Татьяна не раз слышала от разных преподавателей такие слова: «Любой ученик кому-то приходится сыном или дочерью. Когда возникают сложные ситуации в школе, подумайте о том, что это ваши дети, поставьте себя на место родителей».

К ребенку нужно относиться с уважением, уверена педагог. Это не просто объект учебного процесса, а человек, который требует к себе чуткого отношения. Каждый ли из нас обладает достаточным запасом доброты и мудрости?

Татьяна Тютюнникова сравнивает уроки с балетом. Можно с восхищением наблюдать, как ведет занятие опытный наставник. Дети за партами смотрят на него с любопытством, ловят каждое слово, задают вопросы. За такой красивой картинкой скрывается серьезная работа: часы подготовки, внутренняя дисциплина, умение чувствовать каждого ученика и вовремя направлять детскую энергию в нужное русло. Так же и зритель в концертном зале видит легкие, изящные движения балерин, не представляя, какой труд за этим стоит.

Дочери Татьяны Александровны видели «обратную сторону балета». Они понимали, что быть учителем – значит работать в режиме 24/7, быть готовым ответить на звонок в любое время суток, чтобы разобраться с проблемой своего воспитанника или решить рабочий момент. Быть учителем – это воспринимать своих учеников как собственных детей, переживать за них, защищать, мирить, учить добру и направлять на путь истинный. Не от случая к случаю и не в строго отведенные рабочие часы – всегда.

Фото из личного архива Татьяны Тютюнниковой.

ntiamig newlogo radio