Жительница Ноябрьска бережно хранит письма отца, которые он отправлял с фронта домой. 

Жительница Ноябрьска бережно хранит письма отца, которые он отправлял с фронта домой.

Треугольные весточки – это все, что осталось в память о погибшем в Великой Отечественной войне родителе. После смерти матери, разбирая вещи в доме, Лидия Терентьева вместе с братом Володей нашли пожелтевшие листы бумаги, исписанные беглым почерком. Это были письма-треугольники, которые повествовали о военном пути Трофима Терентьева, отца моей рассказчицы.

Почти все послания Трофима Артемьевича начинались так: «Письмо на Родину. Добрый день, мой сын Володя, дочка Лида и жена Мария. Первыми словами моего письма желаю вам крепкого здоровья и всего хорошего, что есть на белом свете. Передаю вам свой низкий сердечный поклон».

– Конечно, брат рассказывал мне, каким был папа. Заботливым, любящим, добрым. Но, читая письма, я словно знакомилась с отцом, которого никогда не видела, – делится впечатлениями Лидия Трофимовна.

Украинский поселок Кельменцы. Май 1944 года был особенным для семьи Лидии Трофимовны, ее отец ушел на фронт, так и не дождавшись рождения младшей дочери. Она появилась на свет спустя пять месяцев после его отъезда.

В своих письмах, справляясь о жизни детей и родных, он благодарил жену за фотокарточку (боялся, что забудет, как она выглядит) и просил прислать снимок Лиды.

– Мама рассказывала, что в ответ обрисовала мою ручку и отправила отцу, – вспоминает Лидия Трофимовна.

Находясь за тысячи километров от родного дома, Трофим Артемьевич давал супруге наказы о том, как вести хозяйство, благодарил за рассказы о близких. В посылки просил класть то, что есть: домашнее масло, хлеб, чеснок, ячмень с кукурузой: «Лучше купи на рубль три марки по тридцать копеек, и будет на три письма… Корову не продавай, так можно содержать детей…»

После победного мая, наблюдая, как к соседям возвращаются мужья и братья, Мария продолжала ждать. В одном из последних писем Трофим сообщил, что получил серьезное ранение в левую ногу: «Не скоро буду дома, зима началась, и я слабый, меня не пустят одного. Так и буду на месте, пока не выздоровею». Это послание давало женщине надежду, что, оправившись, муж однажды вернется домой. Но так и не дождалась.

В послевоенные годы, встречая советских солдат на парадах Победы, моя собеседница не раз представляла, как бы выглядел отец в военной форме, вернувшийся с войны домой.

В прошлом году ноябрьские активисты всероссийского волонтерского движения «Волонтеры Победы» напечатали портрет отца Лидии Трофимовны, и она впервые прошла с ним в «Бессмертном полку». Также его фотография будет размещена на стене Памяти – художественной инсталляции, которую установят в Ноябрьске к 75-летию Победы. Копии писем фронтовика и фотографии Лидия Терентьева передала на хранение в Музей воинской славы.

Фото из личного архива Лидии Терентьевой