Приехал на Ямал в 1996 году. Однако нефтянку к этому времени знал уже хорошо: десять лет трудился в Радужном (ХМАО) на промыслах «Варьеганнефтегаза». Рабочее место Наджи - в цехе по добыче нефти и газа № 7. Сегодня он - оператор, бригадир (помощник мастера) и наставник.

Нет в микрорайоне Вынгапуровском такого человека, который не знал бы оператора по добыче нефти и газа Наджи Асланова.

Приехал на Ямал в 1996 году. Однако нефтянку к этому времени знал уже хорошо: десять лет трудился в Радужном (ХМАО) на промыслах «Варьеганнефтегаза». Рабочее место Наджи - в цехе по добыче нефти и газа № 7. Сегодня он - оператор, бригадир (помощник мастера) и наставник.

 Рабочий стаж составляет 34 года, за это время четырем десяткам операторов, без малого, доверил добычные секреты. В бригаде у Асланова 21 человек, коллектив обслуживает 439 скважин (240 из них – добывающие). Скважины на Вынгапуровском капризные: нефть идет с высоким содержанием парафина, присутствует газовый фактор.

- Поддерживать уровень добычи помогают современные технологии, такие как бурение горизонта, большеобъемные ГРП, зарезка второго ствола, новые методы закачивания скважины и интенсификации притока, - осведомлен в инженерных тенденциях Наджи.
Между тем профессию оператора по добыче нефти и газа постигал в ШПК (в советское время в школе подготовки кадров организовывали краткосрочные курсы). Начинал водителем на промысле, работал на спецтехнике и всю нефтяную цепочку знал от и до. Как попадает углеводородное сырье в трубу, мог рассказать поэтапно.
- В основном ума-разума я набрался на Вынгапуровском месторождении, и тоже во многом благодаря своему наставнику Марату Саматовичу Мулюкову, заслуженному работнику нефтяной и газовой промышленности. В прошлом году Марат ушел на пенсию, однако на землю не перебрался, здесь пока.
У Асланова одна запись в трудовой книжке, меняются лишь названия предприятий. Карьерных амбиций у ветерана нет: знает свое дело, менять профессию не собирается.
- Сейчас работать – одно удовольствие: спецодежда на загляденье, кормят – пальчики оближешь, техника безопасности строжайше соблюдается. А раньше сами ликвидировали порывы, устанавливали хомуты на трубе. Под давлением, без давления – никого это не интересовало, подачу сырья не останавливали. Тогда эта операция называлась «нырнуть в нефть». Нырял, и не раз - такая работа.
В 2012 году Наджи оформил пенсию, первого октября ему исполнится 57 лет. Недавно выдал замуж старшую дочь Нубар.
- Окончила мединститут, супруг тоже врач. Свадьбу сыграли в Баку, жених и невеста не только коллеги, но и земляки, - улыбается Наджи. - Дружили еще с Радужного. Нубар училась в Екатеринбурге, ее парень - в Санкт-Петербурге. Переписывались и наконец поженились. Сейчас уехали в Тюмень, там будут работать и жить.
Наджи ждет внуков. У Аслановых большая семья, как и принято в Азербайджане: три брата и пять сестер. Наджи говорит, что у его отца было 24 внука и 11 правнуков. А пока нет наследника, Асланов гордится своими воспитанниками, особенно нынешним главным технологом нефтедобывающего предприятия «Муравленковскнефть» (филиала ННГ) Иршатом Бегловым: умный, перспективный. Впрочем, всех учеников вспоминает добрым словом.
- В начальники многие вышли. Сейчас молодежь грамотная, у всех дипломы об окончании вуза. Приходят на промысел с багажом теоретических знаний, а практики и опыта нет. Но хваткие, соображают. Быстро учатся.
Процесс бурения на Вынгапуровском не заканчивается, так что познавать новое приходится регулярно: добыча переходит с юры на ачимовку, скважины бурят уже на 3 000 метров.
Первого сентября – в День работника нефтяной и газовой промышленности - Наджи будет на рабочем месте: черное золото в России добывают без выходных. А наполняют закрома родины ямальцы: уренгойцы, надымчане, губкинцы, ноябряне и… вынгапуровцы.

Фото Дмитрия Агатия

ntiamig newlogo radio