Иван Иванович Клевакин из пехоты 

Иван Иванович Клевакин из пехоты


Он боялся, что война закончится без его участия
В 19 лет командир отделения 45 Гвардейской роты 131 Гвардейского стрелкового Краснознаменного полка прибавил себе полгода и ушел на фронт.
Дорогой дядя
Дорогой мой дядя Ваня, я помню тебя всегда спокойным, уравновешенным, никогда и ни при каких обстоятельствах не повышающим голос. Даже когда мы с братьями (твоими сыновьями) срезали цветы у соседей в огороде, ты просто покачал головой и сказал, что так делать нехорошо. Но сказал так, что нам этого хватило, чтобы понять – так делать не стоит. Однажды мы сидели с тобой и ели горячую картошку прямо из чугунка, и я до сих пор помню наш разговор.
– Тебе, Юра, уже 16, ты у нас такой хулиганистый, пора за ум браться. То, что спортом занимаешься, это отлично. Через два года в армию идти, так лучше заранее приготовиться.
– А чего готовиться, дядь Вань? Я хоть сейчас под ружье встану!
– Вот-вот. С одной стороны хорошо, что ты такой дерзкий, а с другой – учти, в армии командиры, и ты должен все их приказы выполнять. А еще важно не сломаться там психологически. Вот поросят резать мне помогаешь – уже хорошо, значит крови не боишься.
– Дядь Вань, а ты же фронтовик, воевал. Почему никогда не рассказываешь, как там, страшно было?
– Страшно не то слово, иногда просто жутко. Но я же был бойцом Красной армии и гордился этим. Так что просто переступал через свой страх и шел вперед. Да и берегла меня судьба, если честно.

Солдатская судьба
Почему мы раньше не задумывались о том, что фронтовики не вечны, уйдут и всю историю личного боевого пути унесут с собой? Только после смерти дяди всполошились, стали искать сведения о нем в архивах Министерства обороны СССР.
Справка: Иван Иванович Клевакин – уроженец поселка Шаля Свердловской области – прибавил себе полгода и был призван в армию Шалинским РВК в 1944 году. На передовую прибыл 27 января того же года. Воевал на 2-м Белорусском фронте, участвовал в освобождении Прибалтики, Польши, Германии и Чехословакии. Воинское звание – гвардии сержант, наводчик ручного пулемета 131 Гвардейского стрелкового Краснознаменного полка 45 Гвардейской роты.
Свой первый подвиг он, еще 18-летний мальчишка, совершил, уничтожив расчет немецкого пулемета. Последний своим огнем не давал нашим красноармейцам подняться в атаку. Тогда же получил и первую награду, одну из самых престижных среди солдат, – медаль «За отвагу».
Выдержка из доклада на награждение: «Краткое описание подвига стрелка-красноармейца тов. И.И. Клевакина. 14.08.44 г. в бою за крепость и город Осовец товарищ Клевакин шел в первых рядах наступающей пехоты. Одним из первых форсировал реку Бобры и ворвался в крепость, после чего броском гранаты уничтожил трех немецких солдат».

История начала 20 века
Захват и освобождение крепости Осовец стали делом престижа для советских солдат. Именно здесь во время Первой мировой войны 24 июля 1915 года в 4 часа утра германские части применили против российских войск отравляющий газ. Газовая волна высотой от 9 до 11 метров накрыла защитников крепости. Считая, что оборонявшийся гарнизон мертв, немецкие части перешли в наступление. В атаку пошли 14 батальонов ландвера – не менее семи тысяч пехотинцев. Навстречу им в контратаку поднялись оставшиеся защитники первой линии – остатки 13-й роты 226-го пехотного Землянского полка, чуть больше 60 человек. Сотрясаясь от дикого кашля, вызванного ожогами легких, обмотанные окровавленными тряпками они бросились в штыковую. Страшный вид атакующих поверг немецких пехотинцев в ужас, и они бросились бежать. Позже участники событий с немецкой стороны и европейские журналисты окрестили эту контратаку «Атакой мертвецов».

Вторая и третья награды
Моя сестра Ольга, младшая дочь Ивана Ивановича Клевакина, вспоминает, что о войне он вообще ни с кем не говорил. Только повторял своим детям (кроме Ольги в семье Клевакиных еще два сына – Николай и Александр): «Не дай Бог вам, дорогие мои, пережить такое». Но, хоть и было страшно, воевал мой дядя достойно и за несколько месяцев до окончания войны был награжден орденом Красной Звезды.
Выдержка из доклада на награждение: «Гвардии сержант РККА товарищ Клевакин И.И. при форсировании реки Одер, умело командуя стрелковым отделением под сильным пулеметно-минометным огнем противника, вместе с другими красноармейцами быстро преодолел болотистую местность и первым вывел свое отделение на 2-ю дамбу, где и закрепился. В ответ противник силою до взвода попытался переправиться через Восточный Одер. Тов. Клевакин вместе со своим отделением подпустил немецко-фашистских захватчиков на близкое расстояние и дружным ружейно-пулеметным огнем внезапно атаковал. Противник, понеся большие потери, отступил. В этом бою гвардии сержант Клевакин И.И. получил ранение в голову, но все равно продолжил командовать отделением».
Так подвиг моего дяди вошел в историю наступления частей 2-го Белорусского фронта. С 16 по 20 апреля они форсировали Одер в нижнем течении и, продвинувшись в глубину германской территории на 200 км, разгромили Штеттинскую группировку немцев, фактически открыв этим коридор с севера для наступления 1-го Белорусского фронта на столицу фашистской Германии.
Справка из Военно-медицинского музея Министерства обороны СССР № 8927: «20 апреля 1945 года гвардии сержант Клевакин И.И. имеет касательное пулевое ранение левой височной области. Находился на излечении в 451 ОМСБ».
После госпиталя дядя Ваня получил еще одну медаль, довольно неожиданную для него – «За боевые заслуги». Командование так интерпретировало это награждение: «За время боев по освобождению Прибалтики, Польши и Германии, тов. Клевакин И.И. показал себя инициативным, дисциплинированным, исполнительным младшим командиром. Умело руководил личным составом, не допуская безвозвратных потерь».

Неожиданный поворот в судьбе
– По рассказам родственников, папу ждали с войны, знали, что он живой и воевал геройски, но его все не было и не было, – вспоминает Ольга Юдина (в девичестве Клевакина). – Что там случилось, никто не знает, но в 1945 он был лишен всех наград и звания и отправлен по этапу на Игарку валить лес. Оттуда он приехал уже в 1951 году, с железными зубами, а в 1952 женился на моей маме Екатерине Григорьевне. Она у нас тоже участник ВОВ (труженик тыла) и награждена медалью «Ветеран ВОВ».

1 001
В войну подростком трудилась на животноводческой ферме. Все пережила – и холод, и голод, потому что в первую очередь все продукты, что производились на ферме (молоко, масло, творог, мясо), отправлялись на фронт и в госпитали для раненых бойцов.
Наши родители ковали победу для страны, и мы гордимся ими, низкий поклон папе и маме и вечная память. Они прожили достойную жизнь, вырастили двух сыновей, Николая и Александра, и дочь Ольгу.

Правда восторжествовала
В 1974 году неожиданно для злопыхателей и сочувствующих моего дядю Ивана Ивановича Клевакина реабилитировали. Восстановили в звании гвардии сержанта и вернули все боевые награды. Он очень гордился и радовался, что правда все-таки есть. В 1993 году ему как ветерану и участнику ВОВ предложили лечь в военный госпиталь, подлечиться, вот тогда и выяснилось, что во всех армейских архивах он после ранения в голову фигурировал как инвалид, и работать врачи еще тогда ему запретили. Но он об этом не знал и всю жизнь после войны, до 60-ти лет, работал формовщиком на заводе железо-бетонных изделий. Умер дядя, как сказали врачи, от усталости, износилось сердце. Всегда все в себе держал, никому плохого слова не говорил, вот оно и перегорело.

Последняя награда солдата
«За храбрость, стойкость и мужество, проявленное в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии сержант Клевакин И.И. награжден орденом Отечественной войны 2-й степени. 1984 год. Министр обороны СССР Устинов Д.Ф.

ntiamig newlogo radio