Директор Музейного ресурсного центра Ноябрьска Алла Семенченко в рамках проекта «Северяне» дала интервью телекомпании «МИГ» и газете «Северная вахта»

Директор Музейного ресурсного центра Ноябрьска Алла Семенченко в рамках проекта «Северяне» дала интервью телекомпании «МИГ» и газете «Северная вахта».

Алла Анатольевна, с чего лично для вас начался Музейный ресурсный центр?
С должности научного сотрудника музея городской истории. Это был 2002 год, тогда МРЦ только образовался и в его состав вошли несколько музеев. Все азы, все навыки работы я получала в этом качестве. История города, региона – то, что всегда было мне очень близко, поскольку я с раннего детства на Севере, – получило продолжение в моей работе. Помню первую публикацию обо мне в газете «Северная вахта». Там была фотография, где я стою с экспонатом – кирпичом с первой стройки молодежного жилищного комплекса, и на этом кирпиче маркировка «ОФ-1». То есть «основной фонд», первая единица хранения.
Со временем мой багаж знаний прирастал, и это помогало мне в создании выставочных проектов, в исследовательской деятельности. Потом мне предложили должность заведующего отделом истории города и региона. Я занималась этнографией, ездила в экспедиции, знакомилась с коренными народами, кочующими по Ямалу. Это было очень увлекательно. Хочу рассказать об одном приключении, в котором, кстати, принимал участие и фотограф «Северной вахты» Вячеслав Овчинников. Мы поехали в экспедицию. Была ранняя весна. На оленьих упряжках переезжали через озеро. В одном месте надо льдом был слой воды. И нарты, в которых находился Вячеслав, ухнули в эту промоину, всех окатило водой с ног до головы. Потом Слава говорил: «Вся жизнь промелькнула перед глазами!» Все закончилось благополучно, нас гостеприимно приняла в своем чуме семья Луизы и Игоря Пяк. Поили горячим чаем с травами, кормили олениной. Было ощущение, что я приоткрыла занавес в другую, интересную и увлекательную жизнь. Нам, жителям города, это очень полезно. Ведь мы на самом деле обделены полноценным общением с природой.

IMG 3412

Музейный ресурсный центр обладает богатыми фондовыми коллекциями по этнографии. Мы реализуем ряд проектов по этой тематике. Причем если раньше мы делали их в более традиционных рамках, то в последние годы ищем новые формы взаимодействия, переходим на цифровые технологии, в мультимедийное пространство.

Легко ли вам и вашим сотрудникам идти в ногу со временем?
У нас сильная креативная команда, и это позволяет нам двигаться вперед. Это движение не прекращается никогда. Мы не боимся открывать для себя что-то новое и всегда готовы принять вызовы современности. Цифровые технологии мягко проникают повсюду, и в музейную сферу тоже. Недавно было заявлено, что мы должны реализовывать проекты в рамках большого национального проекта «Культура». Поначалу были некоторые опасения: справимся ли? Тогда мало кто из нас понимал, что такое, к примеру, создание 3D-моделей, виртуальных проектов, что такое дополненная реальность. Но благодаря тому, что все последние годы мы активно участвуем во всевозможных грантовых конкурсах, у нас получилось привлечь определенные финансовые средства на реализацию этих проектов. Первый подобный проект назывался «Девушка с тучаном».

Простите за невежество: что такое тучан?
Это женская сумочка у ханты. Так вот. При наведении на метку можно было самостоятельно собрать этот тучан. Еще в экспозиции рассказывалось о жизни кочевников, о том, как собирается-разбирается чум. И нам здесь очень пригодились материалы из экспедиций.
Современная молодежь, дети, не представляют свою жизнь без гаджетов. И когда они приходят в музей, смартфон для них – не та вещь, которую нужно оставлять в гардеробе. Поэтому электронные устройства стали инструментом, помогающим исследовать выставочный проект. У нас детям уже никто не скажет: «Спрячьте свои телефоны и слушайте внимательно тетю-экскурсовода»» Даже тем, у кого с собой не было гаджетов, мы предлагали наши планшеты. В общем, дети были в полном восторге.

Назовите, пожалуйста, самые масштабные проекты, которые реализовывал Музейный ресурсный центр.
Сразу вспоминается, как в наш город привезли мамонтенка Любу. Проект назывался «Находка на краю земли. Мир глазами мамонтенка».

DSC 2341

Реализовывать его было очень волнительно. Прежде всего потому, что привезенный экспонат стоил баснословных денег и требовал большой ответственности за сохранность. Сотрудники окружного музея имени Шемановского, когда устанавливали его, были в спецкостюмах, в перчатках, была изготовлена специальная витрина. Нам поручили вести дневник наблюдений, строго соблюдать температурный режим и влажность. Когда начали все эти процедуры проделывать, то обнаружили, что с экспоната естественным образом выпадают волоски. Мы оказались в замешательстве. Я сразу обратилась к специалисту, но он нас успокоил: сказал, что это нормально. Проект прошел не просто на ура. К нам шли люди таким потоком, как раньше, наверное, ходили в мавзолей Ленина. Помимо мамонтенка, там было еще много интерактивных блоков, другие предметы, которые отражали флору и фауну региона. Вообще то, что экспонат, путешествующий по крупнейшим музеям мира, попал к нам, просто чудо. 

Еще один яркий проект. Мы впервые на Ямале представили работы военных художников московской студии имени Грекова. Это были большие панорамные полотна, макеты всемирно известных диорам «Штурм Берлина» и «Минский котел». Чтобы внести их в помещение, пришлось расширять дверные проемы. Проект представлял народный художник России, член студии Александр Самсонов. Тоже было много позитивных откликов и не только от ветеранов, но и от молодежи. Думаем со временем повторить эту экспозицию, ведь патриотическая тема актуальна всегда. 

IMG 5610

Над чем работаете сейчас?
К 75-летию Победы мы реализуем проект с применением технологии виртуальной реальности под названием «Ямал: край земли, начало жизни». Экспозиция готова, ее можно будет увидеть, как только снимут режим ограничений. В проекте используются VR-очки, через которые демонстрируется один из трагических эпизодов Великой Отечественной войны – гибель команды ледокольного парохода «Александр Сибиряков». Думаю, экспозиция больше всего будет интересна детям. Ведь, надевая очки, можно не только посмотреть, но и как бы поучаствовать в сражении, помочь нашим бойцам заряжать пушки, стрелять, передвигаться по палубе. При подготовке проекта мы взаимодействовали с окружным центром изучения Арктики. Его специалисты помогали нам с материалами карских экспедиций, передали часть предметов, поднятых со дна Карского моря.

Как вам работается в дистанционном режиме?
Сейчас наша работа в основном перешла в интернет-пространство. Мы начали искать новые форматы взаимодействия. Это виртуальные экскурсии, арт-обзоры наших фондовых коллекций, мастер-классы по самым разным направлениям. Нам было важно, чтобы человек не только заходил в наши группы в соцсетях, но и оставлял обратную связь. И мы ее получили. Особенно активно люди делились впечатлениями от мастер-классов. Некоторые посетители – по большей части детская аудитория – демонстрировали свои работы, а потом сами выступали организаторами мастер-классов. У нас увеличилось количество уникальных посетителей, вырос такой показатель, как глубина просмотров. Я очень надеюсь, что эти виртуальные гости совсем скоро придут к нам офлайн.

Как сотрудники МРЦ участвуют в общегородских праздничных мероприятиях?
Один из самых заметных наших проектов последних лет называется «Ноябрьский пленэр». Он организовывался наряду с первым в истории города биеннале изобразительного искусства «Аrt-град». Это когда художники выезжают группой в разные части города, на природу, общаются друг с другом, на месте создают свои работы, а потом мы их выставляем в музее. Я участвовала во всех четырех днях пленэра и хочу сказать, что это абсолютно космическая атмосфера. В следующем году мы его обязательно повторим.
День города, 9 Мая – все значимые даты никогда не проходят без нашего участия. В такие дни хочется продемонстрировать все лучшее, что мы наработали, лучшее из мировой практики. Это тоже нам по силам, поскольку мы опираемся на опыт ведущих федеральных музеев. Тенденция последних лет такова, что проекты должны быть интерактивными, в них должна присутствовать вариативность мышления. И зритель там уже не просто созерцатель, а соавтор проекта.

Есть ли у вас как у руководителя какой-то особый предмет гордости?
Мы гордимся тем, что в Ноябрьске впервые на Ямале появились такие редкие направления декоративно-прикладного творчества, как, например, фьюзинг – работа со стеклом. В нашем Центре ремесел работают мастера, люди творческие и неугомонные. Чтобы привлечь средства на развитие новых направлений, они участвуют в грантовых конкурсах. И как свидетельствует статистика, горожанам новые веяния очень нравятся. Сегодня у нас работает гончарная и косторезная мастерские, практикуется работа с кожей. Более того, есть задумки, чтобы совмещать и синтезировать эти направления. Экспериментировать, например, со стеклом и деревом или со стеклом и глиной. Одним словом, у нас большой задел для дальнейшего развития.

Фото из архива "СВ".

ntiamig newlogo radio