FW4A9165

Наш город в рамках проекта «Россия – страна Героев!» посетил полковник запаса Олег Касков.

 Родился он 5 апреля 1973 года в городе Кыштыме Челябинской области. В 1995-м окончил высшее танковое училище. В 1998-2000 годах Олег Александрович был слушателем Общевойсковой академии ВС РФ. 9 мая 1999-го участвовал в военном параде на Красной площади.

Я просто офицер и танкист 
В зале ноябрьского ресурсного центра добровольчества и патриотического воспитания «Кадет» звучат аплодисменты. Волонтеры Победы, юнармейцы, воспитанники кадетских классов, патриотических клубов, ветераны общества «Боевое братство» и казачества стоя приветствуют Героя России Олега Каскова. Поздоровавшись, он как настоящий боевой офицер с ходу начинает отвечать на вопросы, касающиеся фактов его биографии. Где родился, где пригодился, где служил и воевал, когда и за какой подвиг был удостоен высокого звания Героя России и получил медаль «Золотая Звезда».

– Что касается моего подвига, ребята, я его, честно говоря, и за подвиг-то не считаю. Была обычная работа в боевой обстановке. Исходя из постоянно меняющихся условий, я действовал так, как и положено российскому офицеру.

По словам Каскова, 3 апреля 1996 года в районе одного из населенных пунктов в направлении села Ведено разведчики полка обнаружили крупное скопление боевиков. А уже 4 апреля для их ликвидации выдвинулись подразделения 166-й мотострелковой бригады. Колонну возглавляла разведрота с приданными ей в усиление тремя танками под командованием комвзвода лейтенанта Олега Каскова.

– Первыми шли саперы, следом за ними танк с тралом, БТР (бронетранспортер), БМП (боевая машина пехоты), два танка, один с тралом, мой танк (я самим управлял) и уже после вся остальная колонна с грузовиками, с тыла нас прикрывал еще одинтанк. Когда саперы обнаружили фугас и подорвали его, боевики ударили по нашей колонне противотанковыми управляемыми ракетами. Действовали по классическому сценарию. Подбили первый танк с тралом и последний, что замыкал колонну. А в мой ракета прилетела в башню, примерно на полметра правее орудия, и, не пробив броню, застряла в ней, следом почти туда же попала бронебойная граната из СПГ-9 (станковый противотанковый гранатомет). Что тогда помогло экипажу выжить, одному Богу известно, – говорит, вспоминая тот бой, Олег Александрович.

От смерти их тогда спасли коробки динамической защиты, которыми была обвешана башня. Они приняли на себя основной удар кумулятивных струй, не дали прожечь броню.

– Механик мой, что во время движения колонны сидел снаружи, возле пушки, от взрыва улетел на правую сторону дороги. Одним словом, контужены были все, да еще и танк начал гореть. Не знаю, откуда у меня тогда силы взялись. Выскочил, как угорь, через люк механикаводителя (я сидел за рычагами), прыгнул на башню, просунул в нее руки, ухватил наводчика за плечи и одним рывком выдернул наружу, сбросил в сторону, на обочину, и начал тушить на нем горящую одежду прямо голыми руками и какими-то тряпками. В запарке даже боли не почувствовал. Быстро оказал первую помощь раненым товарищам и потом снова бросился к танку и давай его уже тушить – спасать боевую машину. Бегаю по нему, огонь водой и пеной заливаю (как позже ребята рассказали), по мне духи лупят, а по ним в ответ наши пулеметчики стреляют, меня пытаются прикрыть. Я тогда еще понять не мог, что вокруг меня посвистывает. Это потом уже, после боя, осмыслил, что это были пули.

Потушив пламя, Касков занял место наводчика и прямым попаданием поразил огневую точку, из которой наиболее интенсивно велся огонь по колонне. После уничтожения еще нескольких целей орудие заклинило. Отогнав машину за небольшую горку, он вместе с ротным механиком в считанные минуты ликвидировал неисправность, после чего вновь вступил в бой.

– В эфире разведчики называют мой позывной: «37-й, слышишь нас?» – «Да», – отвечаю. «Видишь красный дом, справа от него пулемет». Ну я навожу пушку и стреляю туда. Слышу доклад: «Минус два». И снова запрашивают: «37-й, ориентир – забор бетонный, третья плита слева направо, там духи сидят». Снова стреляю. Слышу: «Минус три – нормально». Так разведчики дальше и корректировали весь мой бой. Я то в роли механикаводителя выступал, перегоняя танк с места на место, то в роли наводчика. И только потом, когда все закончилось, почувствовал, как у меня болят обгорелые руки, кожа с них уже давно клочьями слезла, а боли я даже не чувствовал, не до того было.

FW4A9184

Не посрамил прадеда, деда и дядю
На вопрос из зала, а правда ли, что он является потомственным военным, Касков ответил четко: правда. Его прадед воевал еще в Первую мировую и не раз ходил в штыковые атаки. Дед прошел в 1939 году финскую кампанию, потом гонял японцев на Халхин-Голе, а 1943-м отправился на Великую Отечественную в составе Уральского добровольческого танкового корпуса. Дошел до Праги, где и встретил окончание войны. А его родной брат (дядя Олега Александровича) за форсирование реки Одер был удостоен звания Героя Советского Союза.

– Когда я с боевых вернулся, бабушка моя еще была жива. Спросил ее: «Господи, бабуля, как вы столько лет такой кровавой войны пережили? Мне полугода за глаза хватило». Она мне в ответ, мол, вот внучек, теперь ты фронтовиков понимаешь, потому что стал одним из нас. И с тех пор я тоже ко всем, кто прошел Афган, Южную Осетию, Чечню, Сирию, СВО, да вообще все горячие точки, обращаюсь как к фронтовикам. Ребята, к сожалению, сегодня ветеранов Второй мировой уже нет в живых, как бы это ни было больно. Зато есть мы, которые должны встречаться с подрастающим поколением, рассказывать ему реальные вещи, которые не обошли нас стороной во время боевых выходов, делиться своим опытом и объяснять, что такое фашизм и чем страшен национализм. Однажды у меня произошел такой случай. Мы колонной проходили село. В это время, смотрю, на улице пожилая женщина машет руками. Мой танк принимает на обочину, выхожу, спрашиваю, что случилось. Она в ответ просит какие-нибудь лекарства от сердца, потому что в селе их в тот момент достать было негде. Ну я по рации вызываю нашего ротного айболита. Он понял все, подъехал и передал женщине какие-то флакончики и таблетки. Мы уже уезжать собрались, как жительница меня вновь окликает и говорит, чтобы мы из колодцев воду не пили, ее всю боевики отравили. Я тогда очень удивился, спрашиваю: «А вы как без воды обходитесь?» Она ответила, что все селяне ходят набирать ее на горный ручей. Помню, зло меня тогда взяло: да что же вы, духи, своих даже не жалеете? А еще у нас в роте было много ингушей, осетин, дагестанцев, даже один чеченец. У него боевики всю семью уничтожили, пока он гостил в соседней деревне. Вот и воевал бок о бок с нами, мстил за близких.

FW4A9178

Война дело такое...
Рассказал Герой России ямальским патриотам и о том, что ратный труд не только из подвигов и звона медалей состоит. Это прежде всего тяжелая и опасная работа, где постоянно надо учиться, чтобы опережать врага хотя бы на шаг. Да, бывает так, что страшно, поджилки трясутся, но не стоит впадать в панику – нужно делать свое дело, выполняя поставленную перед тобой боевую задачу.

– Вообще, если неподготовленный человек будет слушать военный эфир, то ничего не поймет. Вот, например: «Пацаны, к вам сейчас «Ксюха» подъедет, надо в нее огурцов и маслят побольше закинуть. А на самом деле «Ксюха» – это боевая машина пехоты. Часто бывало так, что позывные людей знаешь, а имена и фамилии – нет. Вот такая она, сермяжная правда войны. Знаете, ребята, когда я проходил очередное обучение на офицерских курсах, нас там обязали всех без исключения прыгать с парашютом. И сегодня я горжусь, что совершил двадцать прыжков. У десантуры есть классный девиз: «Никто, кроме нас». Так вот, сегодня такое время, что он подходит всем без исключения патриотам нашей Родины. Мы должны дружно встать плечом к плечу и помнить: кто, если не мы – ветераны и молодежь, – сумеет отстоять славное прошлое и не менее славное будущее нашей великой России.

 

ntiamig newlogo radio