В Ноябрьске открылся первый на Ямале цех по переработке списанных шин

Старые автомобильные шины – настоящее экологическое бедствие для Ноябрьска и других северных городов. Но, как оказалось, их можно перерабатывать для дальнейшего использования.

РВЕТ КАК ТУЗИК ГРЕЛКУ

Стихийные свалки из резиновых покрышек безжалостно засоряют окрестные леса. Транспортные предприятия не хотят платить за утилизацию шин, предпочитая просто выбрасывать их. Так продолжалось много лет. Решение проблемы нашлось совсем недавно: в Ноябрьске открылось производство по переработке старых шин. При этом сырье там принимают совершенно бесплатно.

Цех находится в самом центре десятой панели промзоны, и человеку с улицы его не найти: указателя пока нет. Песчаная дорога тянется вдоль глухого забора, огибает его и наконец приводит к неказистому строению, перед которым сложены десятки больших грузовых покрышек.

В помещении что-то громко тарахтит и скрежещет. Это работают станки. Один разрезает старую шину на ленты, другой рвет эти ленты «как Тузик грелку», третий дробит резиновые ошметки, превращая их в крошку. А перед этим из разорванных покрышек извлекается стальная проволока и матерчатый корд. Металл улавливается с помощью магнитов, текстиль высасывается воздухом. Нерезиновые ингредиенты складируются отдельно – им тоже найдется применение. Что же до главного продукта – резиновой крошки, то она отправляется на заводы, где делают дорожки для стадионов, спортивных и детских площадок. Такими комфортными и безопасными покрытиями сейчас оборудуют и ноябрьские объекты.

Хозяин этого производства – кстати, пока единственного на Ямале – местный предприниматель Вадим Вранчан. Он увлеченно описывает технологический процесс и рассказывает о том, как вообще ему пришла в голову идея заняться этим полезным делом.

DSC 5657

 

 

ГРАНТ НА БЛАГОЕ ДЕЛО

Вадим вместе с отцом держат на промзоне шиномонтажную мастерскую для грузовых автомобилей. В числе клиентов многие транспортные предприятия города. Рассказы о том, как невыгодно сдавать старые покрышки в утилизацию, Вадим слышал от посетителей с ранней юности. Вот и задумался, как эту проблему можно решить. В Интернете нашел информацию о переработке шин, о том, что из них делают, кто этим занимается. Составил бизнес-план, связался с поставщиками оборудования, взял кредит.

На те деньги, что выделил банк, удалось приобрести лишь часть оборудования. С остальными средствами помогла ноябрьская администрация. Вадим подал документы на грант: подробно описал суть проекта, какую пользу он принесет городу, представил все расчеты. В мэрии идею одобрили и выделили автору полтора миллиона рублей. Этих средств хватило, чтобы полностью укомплектовать и запустить линию. В начале этого года цех заработал.

Многое, говорит собеседник, пришлось доделывать на ходу. Изначально заводская техника была предназначена только для переработки шин с металличес-ким кордом. Такие покрышки более распространены в южных широтах. Здесь же, на Севере, чаще применяют резину с текстильными вставками, поэтому пришлось изобретать собственные ноу-хау в виде гигантских пылесосов. Долго возились и с фракционными ситами, через которые просеивается готовая продукция – 

резиновая крошка. Дело в том, что на выходе она имеет разный размер: самая мелкая меньше миллиметра в диаметре, самая крупная – более 4,5 мм. Так вот, Вадим поделил крошку на четыре группы – в зависимости от размера. «Маковое зерно» используется в нефтесервисе, крошка покрупнее – при изготовлении тротуарной плитки и покрытия для спортивных площадок.

 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ ОПЫТОМ

– Наш главный приоритет – качество продукции, – говорит Вадим. – Даже покупатели отмечают: такую хорошую крошку, как у вас, ближе всего только в Уфе можно достать.
Ноябрьскую крошку охотно закупают в Тюмени: там работает ряд мощностей по производству резиновых покрытий. Что же до сырья, то с ним тоже проблем нет: старых покрышек в Ноябрьске хватает, и транспортные предприятия, естественно, предпочитают отдавать их бесплатно Вадиму, чем с доплатой – фирмам по утилизации.

В течение смены, которая длится 12 часов, цех может переработать около тонны покрышек. Этим занимаются два человека. Один из них – студент Ноябрьского института нефти и газа Петр Журавлев. Молодой человек рассказывает, что устроился сюда на время летних каникул, но надеется задержаться здесь на более длительный срок. Все-таки 35-40 тысяч в месяц – неплохие деньги для студента.

У Вадима Вранчана серьезные планы относительно расширения производства – благо сырья в виде старых покрышек хватит на долгие годы. Планирует со временем докупить оборудование, чтобы можно было перерабатывать другую резиносодержащую продукцию, запустить вторую смену. Также необходимо наладить полный цикл переработки побочных материалов: металлической проволоки и матерчатого корда. Из последнего можно делать топливные брикеты.

В городской администрации проект Вадима Вранчана не просто одобряют, но и горячо поддерживают. Ведь он решает сразу несколько полезных задач: обеспечивает занятость, дает дополнительные налоги в бюджет, да еще и окружающую среду помогает сохранить. Городские экологи теперь раздают контакты предпринимателя потенциальным клиентам – чтобы те не устраивали из списанных шин несанкционированные свалки, а отвозили их «куда следует».

Сам же бизнесмен вынашивает идею, как еще замотивировать жителей соблюдать экологические нормы и не оставлять после себя горы мусора. Своими соображениями он охотно делится с властями, общественниками-экологами. А недавно, говорит, приехали гости из Муравленко. Прослышав об уникальном для Ямала предприятии, бизнесмены из соседнего города тоже решили заняться переработкой покрышек. Теперь Вадим делится с ними опытом.

Фото Дмитрия Агатия

ntiamig newlogo radio