Специалисты по ремонту нефтяных скважин выясняли, кто из них круче

 На Спорышевском месторождении общества «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» прошел конкурс профессионального мастерства среди бригад капитального и текущего ремонта скважин.

Выход из «спячки»

Когда-то давно в состав «Ноябрьскнефтегаза» входили не только нефтедобытчики, но и все сервисные подразделения: буровики, вышкомонтажники, ремонтники скважин, транспортники, связисты и т. д. Потом головная компания начала выводить непрофильные структуры за штат и покупать вышеперечисленные услуги на стороне. Так выходило дешевле и эффективнее: на рынке нефтесервиса появилась конкуренция, а значит, заказчик мог выбирать, что ему больше подходит по цене и функционалу.

Чтобы поощрять и стимулировать своих партнеров, нефтяники организуют среди них конкурсы профессионального мастерства со щедрым призовым фондом. Так, по словам начальника отдела текущего и капитального ремонта скважин «Газпромнефть-ННГ» Олега Шубина, в прошлый раз конкурс бригад КРС и ТРС проходил четыре года назад. Затем последовал длительный перерыв. Сначала обвалились цены на нефтяном рынке – тут уж было не до жиру, потом грянула пандемия со всеми вытекающими из нее ограничениями. В этом году руководство ННГ решило возобновить соревновательную практику.

На сегодняшний день в сфере капитального и текущего ремонта на ноябрьских нефтяников работают пять сервисных компаний. В идеале, конечно, было бы хорошо, если бы все они приняли участие в конкурсе. Но увы, не срослось. Изначально заявки подали три фирмы: ООО «Нефтесервис», АО «ИНКОМнефть-СП» из Нижневартовска и «Сибирская сервисная компания», зарегистрированная в Москве и имеющая несколько филиалов в регионах. В итоге представители последних не смогли вовремя доехать до места проведения соревнований и были сняты с дистанции.

IMG 5840

Площадкой для проведения конкурса стал куст № 30 Спорышевского месторождения. На одной скважине был установлен подъемник и оборудование для текущего ремонта скважин, на другой – для капитального. Соответственно, каждое предприятие выставило на состязания одну вахту ТРС, одну КРС. Первая состояла из четырех человек, включая мастера, вторая – из пяти.

Традиционно, программа конкурса включала теоретическую и практическую части. В теории участникам нужно было ответить на пять вопросов по материально-технической базе, организации и безопасности труда и т. д.

IMG 5939

– В ремонте скважин очень важно не столько знание, сколько понимание процесса. Чтобы работник не механически производил те или иные манипуляции, а отдавал себе отчет в том, что и зачем он делает, – говорит Олег Шубин.

Симметричный результат

Практическая часть состояла из спускоподъемных работ: конкурсантам нужно было опустить в скважину пять насосно-компрессорных труб (НКТ), а затем извлечь их обратно. Заметим, это самая несложная часть из всего комплекса работ, которые выполняют ремонтники скважин в жизни – особенно бригады КРС. Но зато она как никакая другая может показать, насколько правильно действуют работники с точки зрения технологии и безопасности производства. Взыскательные члены жюри следили буквально за каждым шагом и движением конкурсантов: как они осмотрели и подготовили рабочее место перед началом выполнения задания, правильно ли они захватывают трубы, следят ли за сохранностью резьбы, безопасно ли размещаются на промплощадке и т. п.

IMG 5980

– Капитальный ремонт намного сложнее текущего, – просвещает меня один из участников состязаний, бурильщик Владимир Стволов. Он представляет вахту КРС общества «Нефтесервис» и вместе с товарищами по команде коротает время перед выходом на помост в отапливаемой надувной палатке. Ее наличие здесь очень кстати, потому как погода в тот день выдалась хуже некуда: весь день дождь и холодный пронизывающий ветер. Впрочем, ремонтные бригады работают в любую погоду: до минус 42 градусов.

Действительно, если задача специалистов ТРС в основном сводится к спуску и подъему в забой погружного оборудования (к примеру, электроцентробежных насосов), то функции КРС намного шире. Это и «лечение больных скважин» специальными химреагентами, и ловильные работы – когда нужно достать с глубины то, что случайно туда упало. Это подготовка скважины к гидроразрыву пласта или зарезке бокового ствола, разбуривание цементных пробок и много чего еще.

Владимир Стволов родом с Алтая. Работал в шахте, а в 1996 году, когда его предприятие закрылось, переехал в Ноябрьск и освоил новую специальность. Недавно вышел на пенсию и уехал на малую родину, но продолжает работать по вахте: месяц на промысле, месяц дома. Сегодня в одной бригаде с Владимиром трудится и его сын Александр. На конкурсе они тоже вместе.

– Это не первый мой конкурс профмастерства. Раньше тоже участвовал. И побеждал, и вторым был, – вспоминает ветеран нефтянки. – Вот и сейчас не хочется ударить в грязь лицом. Хотя да, соперники у нас сильные. К тому же они, считай, у себя дома, а мы, выходит, на их поле играем.

IMG 5927

Несмотря на территориальное преимущество соперника, вахта Владимира Стволова все-таки вырвала победу и получила приз в размере полумиллиона рублей. Такой же суммой премировали лучшую команду текущего ремонта. Ею стала вахта Казимжана Исламбека из АО «ИНКОМнефть-СП». Таким образом, вышла своего рода дружеская ничья: обе компании, участвующие в конкурсе, показали симметричные результаты. Кроме того, внушительными денежными премиями участников поощрили в индивидуальном зачете: «Лучший мастер», «Лучший бурильщик», «Лучший машинист» и т. п. Также свои бонусы получили самый молодой и самый опытный участники состязаний.

Фото автора.

ntiamig newlogo radio