В Ноябрьске стартовала кампания по школьному инициативному бюджетированию (ШИБ). Каждое образовательное учреждение получит на реализацию своих идей по 300 тысяч рублей.

В Ноябрьске стартовала кампания по школьному инициативному бюджетированию (ШИБ). Каждое образовательное учреждение получит на реализацию своих идей по 300 тысяч рублей.

Суть ШИБ заключается в том, что сами школьники разрабатывают и защищают проекты по обустройству своих учебных заведений. Проект-победитель определяется общешкольным голосованием и получает финансирование.
Официальная презентация кампании прошла во второй школе. Старт проекту дали начальник городского департамента образования Светлана Фатеева и координатор проектного офиса «РИТМ» и «Уютный Ямал» Виталий Санников. Основным экспертом школьного ИБ выступает городской департамент финансов.
Старту этого благого начинания предшествовала определенная подготовка. Так, в октябре прошлого года в Ноябрьске прошли тренинги по инициативному бюджетированию для школьников. В течение двух дней старшеклассники всех учебных заведений города собирались во Дворце молодежи, где их обучали, как составлять проекты и защищать их. Занятия проводила Анастасия Фадеева, консультант Всемирного банка (Москва). Именно эта финансовая структура курирует внедрение партисипаторного (инициативного) бюджетирования во многих странах. Отдельным пунктом в этой обширной программе значится работа с подрастающим поколением.
Еще надо отметить, что Ямало-Ненецкий автономный округ – второй российский субъект Федерации, где получило распространение школьное бюджетирование. Первой, по словам Фадеевой, была Сахалинская область.
На презентации проекта присутствовали делегации старшеклассников из всех образовательных организаций города. Многие из этих ребят проходили обучение на вышеупомянутых тренингах, поэтому суть дела им уже была известна.
Светлана Фатеева, открывая презентацию, отметила, что времени на раскачку нет. Каждая школа до конца учебного года должна определиться с проектом, который она хотела бы реализовать. Работы будут проходить во время летних каникул, и уже к новому учебному году все должно быть готово.
В качестве тренировки прямо в ходе презентации школьникам предложили составить несколько блиц-проектов по обустройству школьных зон: библиотеки, столовой, актового зал, коворкинг-пространства и т. д. Ребят разбили на шесть команд (у каждой своя зона), на работу отводилось десять минут. Затем спикер от каждой команды представил то, что получилось в результате коллективного творчества. Ну а в заключение презентации Светлана Фатеева торжественно вручила каждой школе сертификаты на 300 тысяч рублей. Именно такая сумма выделяется на реализацию идей, выработанных и защищенных юными авторами.


КОММЕНТАРИИ

Ольга Буланкина, заместитель главы администрации Ноябрьска, начальник департамента финансов:
Школьное партисипаторное бюджетирование – это отдельное направление инициативного бюджетирования, которое призвано вовлечь в этот процесс учащихся. И средства там предусмотрены отдельные. ШБ имеет свои особенности. Каждая школа сама будет решать, по какому пути ей пойти в этом вопросе. Мы постарались ничем не ограничивать поле деятельности и свободу творчества. Главное, чтобы были соблюдены принципы инициативного бюджетирования: идеи должны генерировать сами учащиеся, и сами же должны выбирать тот проект, который в последствие будет реализован. В конце прошлого года в Ноябрьске проходили тренинги по школьному бюджетированию, которые проводили специалисты Всемирного банка. Обучение прошли все образовательные организации города, и, судя по той заинтересованности, которую выказали дети в процессе обучения, думаю, ни в одной школе не будет недостатка в интересных идеях.

Светлана Фатеева, начальник департамента образования администрации Ноябрьска:
– Основная цель школьного партисипаторного бюджетирования – научить детей планировать и реализовывать свои задумки в рамках выделенных средств. Главное здесь даже не в том, чтобы создавать какие-то новые объекты, а в том, чтобы дать ребятам азы проектной деятельности, понимание того, как грамотно расходовать средства, отчитываться за них, научить работать в команде. То есть идет формирование навыков «4К»: креативность, компетентность, коммуникабельность, командная работа. Какие-то инициативы школьников мы реализовывали и прежде. Это касается и приобретения наглядных пособий, и обустройства внутренней среды в соответствии с современными запросами. А сейчас у самих детей есть возможность воплотить то, что им действительно интересно. Чаще всего их идеи направлены на создание комфортных условий внутри школы, к примеру, те же коворкинг-зоны. Вот и пусть проявляют фантазию, а мы поддержим все разумные начинания.

Фото автора.

ntiamig newlogo radio