Впервые в истории крупнотоннажное грузовое судно осуществило транзитный переход по восточному сектору Арктики в феврале.

- Северный морской путь может и должен стать важнейшей транспортной артерией России, позволяющая более чем на треть сократить морской путь из Европы в Азию. В 2020 году по Севморпути было транспортировано почти 33 млн тонн грузов, в том числе более 18 млн тонн сжиженного природного газа. За последние пять лет грузопоток возрос почти в пять раз. Но потенциал Северного морского пути гораздо выше. В соответствии с Указом президента Российской Федерации к 2024 году грузопоток по Севморпути должен быть увеличен до 80 млн тонн в год, – отметил заместитель председателя правительства РФ, полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев.

Обычно период судоходства в Арктических водах составляет не более пяти месяцев в году: с июля по ноябрь. Впервые 5 января 2021 года судоходной компанией «Совкомфлот» в интересах компании «НОВАТЭК» при участии госкорпорации «Росатом» был начат самый поздний в истории арктической навигации рейс. И сейчас танкер-газовоз «Кристоф де Маржери» находится на завершающем этапе выполнения уникального рейса по маршруту Сабетта (ЯНАО) – Цзянсу (КНР) – Сабетта. Он движется с помощью атомохода «50 лет Победы» в западном направлении от мыса Дежнева. Танкер успешно преодолел акватории трех морей – Чукотского, Восточно-Сибирского и Лаптевых.

Как доложил капитал газовоза «Кристоф де Маржери» Сергей Гень, рейс проходит в штатном режиме, судно находится в исправном состоянии, экипаж в составе 33 человек здоров.

- Мы гордимся тем, что нашему экипажу выпала честь совершить этот исторический рейс. Впервые танкер таких размеров преодолевает восточный сектор Арктики в феврале. Ледовую обстановку по трассе оцениваем как сложную, но в пределах ожидаемого, – сказал капитан.

Председатель правления ПАО «НОВАТЭК» Леонид Михельсон отметил, что компания наращивает объемы транспортировки углеводородов по трассам Севморпути, ежегодно расширяя период ледовой навигации, тестируя уникальные возможности морской транспортно-логистической системы, получая и накапливая опыт судоходства в российской Арктике.

- Существенный вклад в дальнейшее развитие круглогодичного судоходства по Севморпути внесет ввод в эксплуатацию 15 судов-газовозов, строительство которых сейчас ведется на российской верфи «Звезда» для нашего нового проекта «Арктик СПГ 2». Спроектированные для круглогодичной навигации по восточному сектору Севморпути суда будут иметь более высокие ледокольные характеристики по сравнению с газовозами проекта «Ямал СПГ». Помимо этого, мы рассчитываем, что до конца 2022 года будут сданы в эксплуатацию два новых атомных ледокола типа ЛК-60. Это позволит нам и нашему партнеру «Атомфлоту» обеспечить круглогодичную транспортировку СПГ по восточному сектору Северного морского пути с проекта «Арктик СПГ 2», запуск первой технологической линии которого запланирован на начало 2023 года, – заявил он.

По словам генерального директора – председателя правления ПАО «Совкомфлот» Игоря Тонковидова, предварительные итоги перехода доказывают, что навигационное окно в восточной части Арктики может быть существенно расширено, безусловно, при наличии эффективной ледокольной проводки, использовании транспортных судов арктического ледового класса и соблюдении высочайших стандартов безопасности мореплавания.


Накопленный компанией опыт судоходства в Арктическом морском бассейне свидетельствует о том, что условия работы в регионе требуют от экипажа дополнительных серьезных компетенций и высочайшей дисциплины, причем в обозримом будущем потребность в специалистах такого уровня значительно вырастет. С 2023 по 2025 годы «Совкомфлот» планирует принять в эксплуатацию 18 новых ледокольных газовозов для проекта «Арктик СПГ 2», что создаст свыше тысячи новых рабочих мест для российских моряков. В 2020 году «Совкомфлот» начал реализацию масштабной программы подготовки требуемых кадров.

- Этот рейс приблизил нас к реализации планов руководства страны по наращиванию навигации и увеличению грузопотока Северного морского пути. Севморпуть будет пользоваться все большим интересом, будет увеличиваться количество транзитного транспорта, а этом важно в интересах развития экономики страны, в интересах наших арктических территорий, – подвел итоги совещания Юрий Трутнев.

фото с сайта ПАО "Совкомфлот"

ntiamig newlogo radio