В Ноябрьске прошел VIII Окружной фестиваль любительских театральных коллективов «Ямальская рампа». Наш город стал площадкой для проведения этого форума впервые.

В Ноябрьске прошел VIII Окружной фестиваль любительских театральных коллективов «Ямальская рампа». Наш город стал площадкой для проведения этого форума впервые.

А СУДЬИ КТО?
Фестиваль собрал 18 детских и взрослых театров из восьми муниципальных образований – всего около 200 участников от младшего школьного до пенсионного возраста. Каждый коллектив представил по одному своему спектаклю. Хорошим бонусом к конкурсной программе явилось выступление профессионалов: Ноябрьский городской театр в рамках «Ямальской рампы» показал три спектакля. Таким образом, за четыре фестивальных дня у нас прошло более двух десятков постановок: больше, чем в среднем демонстрируется за год.
Выступления ямальских театралов-любителей оценивало профессиональное жюри. Его возглавил режиссер из Челябинска, художественный руководитель театра-студии «Манекен» и доцент Челябинского государственного института культуры Владимир Филонов. В состав конкурсной комиссии вошли арт-директор Центра имени Всеволода Мейерхольда, педагог и театральный критик из Москвы Елена Ковальская, художественный руководитель казанского камерного театра SDVIG и сооснователь арт-резиденции популярного актера Константина Хабенского в Казани («Арт-хаб») Александр Фельдман, главный режиссер и худрук Ноябрьского городского театра Анатолий Лобанов.

IMG 1405
Автор этого материала видел некоторые конкурсные спектакли и составил собственное представление об уровне и тенденциях любительского театрального движения на Ямале. Как оказалось впоследствии (и что меня порадовало), это представление не сильно отличалось от мнения компетентного жюри. Да, посмотреть удалось далеко не все. Какие-то постановки, которые стоило бы увидеть, я пропустил. А кое-что из увиденного особого впечатления не произвело.

СОБИРАТЕЛИ ЛАВРОВ
Что касается результатов фестиваля, то они таковы. В номинации «Детские и юношеские театральные коллективы от 7 до 16 лет» победителем был признан музыкальный вербатим «Пробуждение» в исполнении образцового театра-студии «Балаганчик» (Муравленко). Второе место занял театральный коллектив «Праздник» из Губкинского с постановкой «Чужая среди чужих» по пьесе Аси Котляр. Третье место было отдано еще одному коллективу из Муравленко – «Фантазеры», показавшему спектакль «Маленькая Баба-яга» по повести Отфрида Пройслера. Вообще, по части развития детского театрального творчества Муравленко оказался бесспорным лидером. Это констатировали все члены жюри, это же вынуждены были признать остальные участники фестиваля.
Первое место во взрослой номинации (коллективы от 16 лет и старше) было присвоено инклюзивной театральной студии «Крылья» из Ноябрьска (ГДКиК «Русь») за спектакль «Это было нечто…» по пьесе Николая Коляды «Баба Шанель». Вторая премия тоже осталась в нашем городе: ее получила театр-студия КСК «Ямал» «Атмостфера», показавшая спектакль под названием «Чехов. Рассказы». Третье место было отдано муравленковскому коллективу «Жар-птица» с постановкой «Сказ про Федота-стрельца» по знаменитой сказке Леонида Филатова.
Еще один творческий коллектив, представлявший на фестивале наш город, также не был обойден вниманием. Специальным дипломом «За яркий актерский ансамбль» была отмечена детская театральная студия «Образ» из дворца культуры и кино «Русь» и ее руководитель Снежанна Валиева.

IMG 1168

IMG 1376

ЭТО БЫЛО НЕЧТО
Таким образом, преимущественно два города – Ноябрьск и Муравленко – задавали тон на восьмом фестивале любительских театральных коллективов Ямала. И если наши соседи лишь закрепили успех, завоеванный на предыдущей «Рампе», проходившей два года назад в Губкинском, то Ноябрьск впервые громко заявил о себе.
И «Крылья», и «Атмосфера» – очень молодые театральные коллективы. Первый был создан около двух лет назад под патронажем Ноябрьского городского театра: его актеры преподают студийцам все творческие дисциплины. Кстати, спектакль-победитель тоже поставил актер НГТ Антон Судеев. В современной комедии «Это было нечто…» блеснули взрослые (я бы даже сказал – пожилые) воспитанники студии. Среди них люди с ограниченными возможностями здоровья. Ведь «Крылья» – инклюзивное формирование, которое посещают в том числе и инвалиды. Кстати, в качестве фестивального продукта пьеса Николая Коляды «Баба Шанель» была выбрана совсем не случайно: ее герои – члены любительского хора пенсионеров-инвалидов, которые стремятся быть нужными и востребованными в обществе.
Студии «Атмосфера» тоже около двух лет. Костяк коллектива – студенты и старшие школьники, но есть и взрослые люди, работающие в самых разных сферах. Руководитель формирования Денис Ручкин решил показать на фестивале спектакль, премьера которого состоялась несколько месяцев назад. «Чехова в нашей жизни должно быть больше!» – такова была главная мысль постановки, занявшей второе место.

КОЕ-ЧТО О ЗВЕЗДАХ
Получилось так, что в обоих вышеупомянутых спектаклях участвовал один и тот же актер-любитель – сотрудник пожарной части Ноябрьска Владислав Пронженко. В постановке студии «Крылья» он сыграл ту самую «Бабу Шанель» – эксцентричную особу женского пола, пожелавшую стать самой главной солисткой хора. В «Атмосфере» Владислав блестяще воплотил образ незадачливого полковника Пискарева, которому надлежало максимально корректно сообщить приятелю о смерти его супруги (рассказ Чехова «Дипломат»).

IMG 1359
Два года назад Пронженко записался в только что открывшуюся студию «Крылья», не имея за плечами никакого сценического опыта. Единственное, что у него было, – желание приблизиться к миру Мельпомены. И вот под руководством наставников-профессионалов его давняя мечта воплотилась. Да так, что сегодня Владислав чуть ли самый востребованный актер-любитель в городе. К тому же совсем недавно он еще и выиграл телевизионный конкурс «Я читаю» телекомпании «МИГ».
Таких, как Влад, в любительских театральных студиях Ноябрьска очень много. Люди самых разных возрастов и профессий приходят туда, чтобы найти единомышленников, раскрепоститься, преодолеть какие-то свои внутренние комплексы. При этом желание блистать на сцене зачастую вторично. Но проходит совсем немного времени, и вот они уже настоящие звезды. Им рукоплещут зрители, их творчество оценивают профессионалы.

ХОРОШАЯ НОВОСТЬ
Фестиваль «Ямальская рампа» – не только показы спектаклей, но и мастер-классы от тех самых профессионалов. Преподать руководителям театральных студий уроки режиссерского мастерства, провести тренинги по самым современным методикам, обсудить новейшие тенденции в мире театра и проанализировать достоинства и недостатки представленных спектаклей с их постановщиками – все это тот бесценный опыт, ради которого «Ямальская рампа» и задумывалась 16 лет назад.
Представитель оргкомитета фестиваля, директор Центра творческих инициатив из Салехарда Юлия Малькова поделилась с «СВ» сенсационной новостью. Есть планы проводить «Рампу» не раз в два года, а ежегодно, и «прописать» ее именно в Ноябрьске. Это насколько приятно, настолько же логично. И дело даже не в удобной транспортной схеме. С открытием в нашем городе профессионального театра Ноябрьск действительно превратился в культурную столицу Ямала.

КОММЕНТАРИИ

Владимир Филонов, художественный руководитель театра-студии «Манекен», преподаватель Челябинского государственного института культуры, председатель жюри:
– Больше всего меня поразило то, что даже в самых маленьких и отдаленных поселках – таких, скажем, как Красноселькуп, есть свои любительские театры. Это достойно уважения. Из увиденных мною работ хотел бы отметить детские творческие коллективы. Особенно в этой части отличается Муравленко. Чувствуется, что театральная подготовка школьников там имеет богатые традиции и высокий уровень. Ребята посредством театра поднимают свои близкие и понятные им школьные проблемы – и это особо ценно. Среди взрослых коллективов порадовал Ноябрьск – видно, что спектакли ставили профессионалы, имеющие профильное образование. Плохо, что театры очень мало смотрели друг друга: большинство спектаклей проходили при пустом зале. Хотелось бы, чтобы самодеятельные труппы внимательнее подходили к выбору репертуара. Сейчас в Интернете много всего можно найти. В том числе и графоманских текстов. Главное – понять, что ты хочешь донести до зрителя, беря в постановку то или иное произведение.

Елена Ковальская, арт-директор московского Центра им. Вс. Мейерхольда, педагог, театральный критик, член жюри:
– Не стоит любителям соревноваться с профессиональным театром – вот что я хотела донести до участников фестиваля. Сила и назначение самодеятельных коллективов совсем в другом. Для них главное – собрать разных по возрасту, убеждениям и роду занятий людей в нечто единое целое. Важна не художественная, а именно «человеческая» работа. Не театр воздействия, как профессиональные коллективы, а театр взаимодействия. Побольше экспериментов – не нужно бояться быть излишне оригинальными. У любительских театров есть на это право. Что касается работы с детьми, то хотела бы порекомендовать перенять опыт красноярского ТЮЗа. Там есть спектакль под названием «По приколу! Кто решает, что смешно?», посвященный школьным проблемам и созданный совместно с театром Strahl из Берлина. Особенность постановки в том, что она интерактивна. Зрители могут вмешиваться в действие, предлагать свои варианты развития сюжета, импровизировать вместе с актерами.

Александр Фельдман, режиссер, художественный руководитель камерного театра SDVIG (г. Казань), член жюри:
– Задача жюри была, наверное, не столько оценить конкурсантов, сколько понять, чем живут и дышат любительские театры на Ямале. Согласитесь, оценивать их с профессиональной колокольни нет смысла. Куда важнее, чтобы коллективы не были инертными, чтобы жили, двигались, стремились показать другую грань привычных вещей. А для этого ее нужно сформулировать для себя. Из того, что я увидел на фестивале, больше всего мне понравились детские коллективы. Они по-настоящему открыты, честны и непосредственны. Они так отчаянны, как будто выходят на сцену последний раз. Не мешало бы взрослым коллегам перенять у них эти качества, а то слишком уж они скованные. Ну, а детям, конечно, нужно учиться у взрослых профессиональным навыкам. Здорово, когда взрослые и дети работают вместе. В результате появляются такие интересные и актуальные спектакли, как «Пробуждение», – его показал коллектив из Муравленко. А вообще, замечательно, что у вас есть такой фестиваль. Далеко не во всех российских регионах имеется что-либо подобное.

Анатолий Лобанов, режиссер, художественный руководитель Ноябрьского городского театра, член жюри:
– Хорошо, что фестиваль состоялся. Произошло знакомство, обмен опытом. Это был своего рода мастер-класс длиной в четыре дня. Жаль, правда, что коллективы практически не смотрели друг друга. А зачем тогда вообще приезжали? Только показать себя? Да и жюри было сложно оценивать работы при пустом зале: не хватало реакции зрителей. Многим театрам недоставало самобытности: все были какие-то одинаковые – словно смотришь один длинный-длинный спектакль. Хочется пожелать коллективам больше жизни, энергии, бурления. Театр – это ведь не просто разговоры на сцене. Это мир сумасшедших, горящих людей, которые строят свою модель Вселенной. Пробуйте, удивляйте, зажигайте! У любительских театров вообще нет никаких преград – им можно позволить себе все. Что касается фестиваля, то, думаю, в Ноябрьске у него очень хорошие перспективы. Возможно, в будущем он вообще станет профессиональным. Наш город строился из-за нефти и газа. А жить и развиваться он должен за счет культуры.

Денис Ручкин, руководитель театра-студии «Атмосфера» (г. Ноябрьск), участник фестиваля:
– Считаю, что наш коллектив показал себя неплохо. Сложность была в том, что мы готовили спектакль для камерной сцены, а играть его пришлось на большой. Но мы намеренно отказались от подзвучки, чтобы было легче наладить диалог с залом. Что касается других спектаклей, то я посмотрел четыре работы коллег. Больше всего мне понравились коллективы из Муравленко. Думаю, на сегодняшний день это детская театральная столица Ямала. Присутствовал на всех мастер-классах, которые проводились в рамках фестиваля. Почерпнул много полезной информации, которая позволила мне структурировать свои профессиональные познания, освежить в памяти то, что проходил в институте. Интересным, хотя и небесспорным был тренинг на актерское взаимодействие с партнером. Для меня это действительно оказалось новинкой.

Фото автора.

 

ntiamig newlogo radio