В Ноябрьске прошел XI Окружной фестиваль любительских театральных коллективов «Ямальская рампа» – самый необычный из всех состоявшихся. И дело здесь не в форме, а в содержании.

В Ноябрьске прошел XI Окружной фестиваль любительских театральных коллективов «Ямальская рампа» – самый необычный из всех состоявшихся. И дело здесь не в форме, а в содержании.

Решились немногие

Что касается формы, то тут как раз все было традиционно. После двух лет онлайн-формата, обусловленного антиковидными ограничениями, фестиваль наконец вернулся на живую сцену. А вот его содержание строго ограничивалось рамками заданной темы: жизнь, культура и фольклор коренных народов Севера.

Председатель жюри, главный режиссер Культурно-делового центра Салехарда Андрей Сотников говорит, что это был своего рода эксперимент, творческая лаборатория. При этом и члены судейской коллегии, и участники дружно признали, что эксперимент оказался весьма сложным. Дело в том, что по северной тематике практически нет драматургической базы. Да и культурное наследие в виде мифов, сказаний и легенд довольно ограничено – во всяком случае, в общедоступных печатных источниках.

ADV 4716

Андрей Сотников отмечает, что многие ямальские коллективы, в том числе именитые и заслуженные, по этой причине вовсе отказались участвовать. К примеру, если в доковидном 2019 году «Рампа» собрала в Ноябрьске 18 детских и взрослых театров из восьми муниципальных образований Ямала, то на этот раз участников было всего пять. Четыре из них – ноябрьские, один – из поселка Пангоды. Правда, предусматривался еще отборочный онлайн-этап, на который было прислано 11 работ. Из них к финалу допустили меньше половины. Собственно, это уже и были лауреаты – оставалось только определить степени.

Этим, помимо Андрея Сотникова, занимались художественный руководитель Ноябрьского городского театра Анатолий Лобанов, режиссер и руководитель тюменского театра «Тишина» Марина Деликатная, директор единственного в мире театра неслышащих актеров «Недослов» из Москвы Сергей Бидный и еще одна гостья из столицы – педагог-режиссер детской студии Стаса Намина Ксения Белова.

Каноны и новации

Не будем томить читателя долгими преамбулами, перейдем к лауреатам. В детской номинации третье место получила театральная студия «Образ» из Ноябрьска за спектакль «Мифы и легенды северных народов». Руководит коллективом Снежанна Валиева.

ADV 4581

Диплома второй степени удостоен образцовый театральный коллектив «Дилижанс» из поселка Пангоды, представивший постановку под названием «Седой Ямал». Руководитель Наталья Куркова рассказала «СВ», что она организовала театр ровно 15 лет назад. За эти годы «Дилижанс» не раз становился лауреатом различных конкурсов и фестивалей, в том числе «Ямальской рампы» (третье место в 2020 году, вто-рое – в 2021-м), ездил с показами в Москву, Санкт-Петербург, другие города России. Что же касается нынешнего конкурсного спектакля, то за основу сюжета были взяты несколько известных ненецких сказок.

IMG 8740

Помимо канонических форм, в постановке имели место современные атрибуты – видеоролики. Они демонстрировались на экране – его юные актеры складывали из кусочков белого картона, которые потом расходились в разные стороны, и экран «рассыпался», как разбитое зеркало. А может быть, льдина.

Победителем было признано театральное отделение детской школы искусств имени Чайковского из Ноябрьска. Руководитель Анастасия Кунгурцева и ее подопечные представили постановку «Сказка Полярной звезды».

ADV 4657

За основу сюжета была взята ненецкая легенда о юноше, который ценой собственной жизни спасает сестру из плена злого духа Нга. За это мать всего живого Я’Небя дарует парню вечную жизнь в теле полярного филина.

– Драматургический материал к постановке написала бывшая выпускница ДШИ Ника Литарова. Сегодня она учится на журналиста и лингвиста, – рассказала Анастасия Кунгурцева. – А идея спектакля в том, чтобы призвать людей жить в гармонии с природой. Если этот хрупкий баланс нарушается, природа мстит человеку, насылая на него беды.

ADV 4739

Член жюри Сергей Бидный признал, что если спектакль «чуть-чуть доделать», то на него смело можно продавать билеты – настолько он хорош. А исполнитель роли Нгылека (помощник злого Нга) Артемий Гусев получил специальный приз за актерское мастерство. И здесь была своя интересная история. Дело в том, что подросток – учащийся не театрального, а хореографического отделения ДШИ, он ввелся в роль буквально за три дня до показа, поскольку «штатному» исполнителю пришлось срочно уехать из города.

– Артемий удивил нас всех и покорил жюри. Он – настоящее открытие фестиваля, – говорит Кунгурцева.

Взгляд в вечность

Что касается взрослой номинации, то в ней были представлены всего два коллектива. Они и разделили между собой лавры. Второе место досталось инклюзивной театральной студии «Крылья» (победитель «Ямальской рампы – 2019») и ее постановке «Умчи меня туда». Премьера спектакля прошла еще в начале ноября и получила теплые отзывы. Это единственная фестивальная работа, где драматургическую основу составил не столько народный фольклор, сколько современная северная проза.

Как рассказал режиссер-постановщик и руководитель студии Антон Судеев, однажды ему в руки попал альманах с рассказами надымской писательницы-любителя Алевтины Сержантовой, врача по специальности. Это были короткие новеллы о людях, приехавших на Ямал со всего Советского Союза. Автор отсылает читателя в далекий уже 1989 год – время жилых бочек и вагончиков, дефицита продуктов и топлива, валенок, ушанок и… непонятной случайному гостю с большой земли северной романтики, душевной теплоты и взаимовыручки. А ведь именно они спаяли разные народы бывшего СССР в некий единый этнос – северян.

Помимо диплома второй степени, врученного всему коллективу, спецприз за актерское мастерство получила Марина Сахно, исполнительница роли Елены Ивановны – той самой случайной гостьи.

IMG 8657

По профессии Марина – юрисконсульт. Театральную студию она посещает уже третий год. Говорит, «Крылья» – первый в ее жизни сценический опыт, хотя театр любит с детства. Однако в школьный драмкружок ее, увы, не взяли. Реализовать свой актерский дар собеседнице удалось только во взрослой жизни.

Первое место было присуждено театру-студии «Атмосфера» из КСК «Ямал». В 2019 году коллектив получил диплом второй степени «Ямальской рампы» за спектакль по рассказам Чехова. На этот раз представленная театром работа называлась «Вечное небо тундры». Это некое философское осмысление известных ненецких сказок: «Олененок», «Белый медведь и бурый медведь» и «Кукушка». По словам режиссера Дениса Ручкина, постановка рассчитана больше на детскую аудиторию. Хотя содержащиеся в ней мысли весьма глубоки.

ADV 4713

Согласно ненецким верованиям, все поступки человека отслеживаются богами. Добрые дела они заносят на одну часть посоха, дурные – на другую. И когда приходит смертный час, душа человека либо продолжает жить в светлом мире, либо низвергается в подземное царство злого бога Нга. Решение об этом принимает Нум, верховное божество ненецкого пантеона. В спектакле он был представлен в образе белого мамонта. Кукла стерха олицетворяла светлую сторону, кукла ворона – темную.

Денис Ручкин говорит, что в процессе работы над сценарием узнал много нового о жизни, быте и мировоззрении коренных народов Севера. Понял, насколько отличаются, к примеру, ненецкая и хантыйская культура, жизненная философия.

IMG 2090

– Если ханты живут в лесу, на берегу рек, озер, там, где разнообразная растительность, много рыбы и дичи, то ненцев окружает бескрайняя заснеженная тундра, а над ней – такое же бескрайнее серое небо. Это, безусловно, сказывается на их философии. Для ненца в жизни все незыблемо – что было сотни лет назад, то же и будет через сотни лет. И никто не вправе менять этот вечный уклад. Они привыкли довольствоваться малым и ценить все живое, что их окружает: травинку, кустик брусники, какую-то маленькую птаху, залетевшую на стойбище. Для них это такая же часть мироздания, как и они сами. И в своей постановке мы постарались передать эту атмосферу, – делится мыслями Денис Ручкин.

Жить, а не играть

Как видим, работа театралов из КСК «Ямал» произвела впечатление и на жюри. Вообще, по словам Сергея Бидного, в своих оценках судейская коллегия была как никогда единодушна. Также опрошенные «СВ» эксперты сошлись во мнении относительно слабых сторон представленных работ. Один из главных минусов заключается в том, что руководители коллективов со своими подопечными пытаются наигрывать эмоции, а на сцене их нужно переживать.

– Когда дети хотят изобразить эмоцию: вот здесь, к примеру, я радуюсь, а здесь мне страшно, – это в лучшем случае наивно, а в худшем может вызвать у ребенка отторжение, страх сцены, – размышляет Анатолий Лобанов. – Чтобы зритель поверил в то, что актерам действительно радостно или грустно, на сцене нужно действовать.

– Кстати, не этому ли был посвящен ваш мастер-класс, прошедший в рамках фестиваля? – интересуюсь у режиссера.

– Именно этому.  Мы говорили о том, что такое физическое действие, как оно раскрывает драматургический материал, помогает актеру найти, а не убежать от себя.

Еще мастер-классы по сценической речи, взаимодействию с партнерами и другим профильным дисциплинам провели Марина Деликатная, Ксения Белова, а также актеры Ноябрьского городского театра Арина Сидорова и Никита Чарушин.

Следующий фестиваль «Ямальская рампа» пройдет через два года. И вероятно, тоже в Ноябрьске – театральной столице Ямала. Как заверил Андрей Сотников, строгой тематики форум 2024 года иметь не будет: каждый участник сам выберет, что ему ставить на сцене. Нынешний же фестиваль запомнится как смелый эксперимент, а те, кто принял в нем участие, уже заслужили репутацию бесстрашных людей – в творческом смысле слова.

IMG 8691

Фото Анастасии Даниленко и автора.